Обратная связь

Встреча с Легендой. Светлана Петрова

01.10.2018

Санкт-Петербург в принципе соткан из сказок и легенд, но для меня настоящей питерской легендой является Светлана Петрова. Яркая, солнечная , веселая и жизнерадостная, Света влюблена в свой город и заражает этой любовью не только детей в своём лагере, но и нас, коллег по цеху. Сегодня у Светы день рождения! Поздравляем тебя, дорогая петербурженка! Спасибо, что украшаешь наше лагерное сообщество!

🎙Анна Байкалова: Если спросить вашего лучшего друга, в чём вы круты, в чём ваша сила, что он ответит?
❤️Светлана Петрова: Наверное, в творческой энергии.
🎙Анна Байкалова: Если бы решили написать книгу, то о чём бы она была?
❤️Светлана Петрова: Я хочу написать книгу. И уже придумала название – “Большая маленькая жизнь”, про лагерь. Это будет история о конкретном лагере, и о лагере вообще, потому что лагерь — это уникальная организация и уникальное пространство.
🎙Анна Байкалова: Если на обратной стороне этой книги будет напечатана ваша фотография, и редактор попросит разместить там три слова, характеризующие вас?
❤️Светлана Петрова: Даже затрудняюсь сказать. Пожалуй «радость», «общение», «путешествие». Только путешествие не в буквальном смысле, а путешествие в какую-то историю или даже в отношения.
🎙Анна Байкалова: Есть ли любимая лагерная песня, то какая?
❤️Светлана Петрова: Я не знаю насколько она лагерная — это “Продавец дождя”. Вообще- то это польская народная песенка, она была переведена в 70-е годы кем-то из наших поэтов и теперь кочует в лагерной жизни, немножечко интерпретируясь в разных городах и у разных поколений.


🎙Анна Байкалова: Могли бы вы рассказать свою историю, с чего всё началось, откуда такая любовь к лагерю?
❤️Светлана Петрова: Началось далеко не с любви! В возрасте 7 лет родители по ведомственной путёвке отправили меня в детский лагерь «Лесная Сказка», где я оказалась в очень курьёзной ситуации. Мне не хватило места в своем отряде и поэтому днём я была с ребятами по возрасту, а ночью меня отправляли спать в палату к старшим девочкам, там было мое спальное место. Представляете, будучи общительным ребёнком, я, вдруг, оказалась никому не нужной… И в своем отряде не стала своей, приходящая, и в старшем отряде меня никто не замечал… Я была любимой дочкой: мамочкиной, папочкиной; сверстники меня любили и в детском садике, и в школе… А тут, я очутилась в полном одиночестве, в изоляции. Драма!!! Отчаявшись, написала категоричное письмо папе, с просьбой немедленно забрать из лагеря, грозясь убежать, при том, что я была достаточно послушным ребёнком! Самостоятельным, но послушным. Не помню, сколько шло это письмо, я терпеливо ждала, когда папа за мной приедет. Папа забрал меня через несколько дней. Больше я и слышать ничего не хотела о лагере! А ещё — долго потом боялась темноты, напуганная страшилками, которые рассказывали старшие девочки. Казалось, прививка от лагеря у меня была сделана на всю жизнь!


Но, спустя несколько лет, став председателем совета дружины школы, попала в лагерь пионерского и комсомольского актива “Зеркальный”, который работал по системе легендарного Игоря Петровича Иванова. Коммунарская методика, коллективные творческие дела влюбили меня в эту активную деятельность: за одну смену я научилась грести на шлюпке, читать топонимические карты, делать газеты, организовывать литературно-музыкальные вечера, и, конечно, приобрела на всю жизнь друзей, с которыми иду по-жизни до сих пор. Мы определили наши отношения в категории: больше, чем родня! Во всяком случае, для меня «Зеркальный» стал потрясающим подарком судьбы. Там, сложился образ моего идеального лагеря — это «хрустальный» лагерь моего детства — мой “Зеркальный” 78-79-х годов. Это атмосфера такого потрясающего творчества, очень содержательная и правильных отношений между взрослыми и детьми. На занятиях вожатым я рассказываю: “Представьте, маленькая девочка — семиклассница бежит на школу пионерского актива через весь лагерь, в тихий час, и с ней все здороваются, все, кто проходит мимо: взрослые люди! Я не знаю, кто они, чем занимаются, откуда они, но здороваются! И ощущение, что тебя только и ждали, именно тебя ждали здесь” — это остаётся с тобой на всю жизнь. Когда я начала работать в лагере организатором, мне захотелось воссоздать ту атмосферу детства — атмосферу нужности каждого ребёнка. Школу я закончила в 16 лет, поступила в Некрасовский педагогический колледж, а в 17 меня направили на практику и, т.к. я была несовершеннолетней, в отличие от моих подружек-сокурсниц, мне отряд не доверили, назначили заместителем старшей пионервожатой. Я курировала октябрят. Ровно неделю, потому что через неделю выгнали старшего воспитателя, извините, за пьянство и не нашли никого, кто мог бы эту работу вести, кроме меня. Так, нежданно- негаданно, в 17 лет я стала старшим воспитателем. Поскольку была несовершеннолетней, меня оформили только на полставки. Подружки — сокурсницы, пошли к начальнику лагеря без моего ведома, и потребовали, чтобы мне заплатили полную ставку так же, как им… Требование удовлетворили… И подарили нам ведро клубники, собранной в нашем лагерном огороде! Раньше, во многих лагерях такие были… В общем, с курьезов начиналась для меня лагерная история… Но, и с подружками-сокурсницами дружу всю жизнь!


🎙Анна Байкалова: Есть ли у вас любимый лагерь, о котором вы можете сказать: “Это мое место силы, сюда я хочу и люблю возвращаться”?
❤️Светлана Петрова: Конечно! Это — “Восход”, где я прожила потрясающий творческий полёт, который потом лег в основу всех моих методических экспериментов, оригинальных творческих конструкций, которые стали моим профессиональным инструментом. «Восход» — это место, где со мной выросла целая плеяда и вожатых, и педагогов, и друзей. “Восход” — это прекрасная природа, это место, где меня не покидало ощущение гармонии. Там я проработала 14 лет, 9 из них в качестве заместителя директора и 5 лет была директором. Позже я была руководителем нескольких лагерей, и каждый из них люблю, потому что там создавались, либо новая страница в истории лагеря, либо вообще новое пространство, мне в этом плане повезло.
🎙Анна Байкалова: Можно ли сказать, что Светлана Петрова — “антикризисный директор”. Наблюдая за вами, складывается впечатление, что если где-то какая-нибудь сложная ситуация, туда судьба кидает Петрову — спасать, созидать, творить, затыкать дыры.
❤️Светлана Петрова: Вообще мне кажется очень интересным этот вопрос, я думаю, что вы просто смягчили чью-то реплику, но я хочу сказать, что я вообще не летун, я очень верный человек и люблю окапываться надолго, чтобы вложить всю свою энергию в ту работу и в то дело, которое начала! Но судьба так распоряжалась, что как профессионал, я всегда была востребована, хотя я себя не рассматривала до определённого периода профессионалом в сфере детского отдыха. У меня всегда была основная работа в образовании — я много лет работала учителем истории и обществознания. Для меня лагерь был хобби, поэтому я вообще, как творческий человек, методист была востребована коллегами, директорами лагерей именно для написания программ, для разработки интересных и инновационных форм работы с детьми, причём, много лет я интегрировала работу в школе и в лагере, многие профессиональные методические подходы апробировала и там, и там. Какие-то классические школьные методы работы я адаптировала к лагерю, например, дискуссионные формы работы, деловые игры, а некоторые интересные находки в лагере, особенно театрализацию, в формате исторических игр проводила в школе. Собственно, полноценно в лагерную историю я ушла только в 2010 году, когда приняла предложение быть директором “Восхода”. До этого времени я работала и учителем, и завучем, и в методической службе начальником отдела по воспитательной работе… Что касается лагерей, в которые меня приглашали, как правило, на «котлованном» этапе, мне не стыдно оглянуться назад: например, в лагере ”Звёздный” Водоканала Санкт-Петербурга, я попала в период реконструкции, где отвечала за создание новой инфраструктуры, обновление среды обитания, формирование штата, и вообще за формирование новых условий организации отдыха. Сейчас это один из наиболее современных лагерей в нашем регионе. В организации мастерских и пространства для доп. образования, я использовала эффект ротонды, когда внутренний зал отдыха объединяет помещения для кружков. Мы там замечательную изостудию сделали, собрали библиотеку в 3000 книг, каждую из которых сама лично выбрала. Эта библиотека собрана из книг, которые я бы для своего будущего внука купила.
🎙Анна Байкалова: Оглядываясь назад на свою педагогическую биографию, есть ли такие моменты за которые ты можешь погладить себя по голове и сказать: “Света, вот это ты молодец, это ты сделала очень хорошо!”?
❤️Светлана Петрова: За мной нет сожжённых мостов.
🎙Анна Байкалова: Смена, которой ты гордишься как автор? Были ли такие?
❤️Светлана Петрова: Конечно. Мне очень нравится смена, которую я сделала в “Звёздном”- называлась она “По следам короля Артура”. Потрясающая программа, когда мы за пять дней смогли сделать костюмы с нулевой фазы и срежиссировать настоящий рыцарский турнир, с использованием условий и возможностей площадки лагеря «Звездный». Там был конно-спортивный манеж, прекрасные лошади. В лагере отдыхали кадеты морского корпуса, которые играли роли пажей в рыцарской истории. И когда на этот манеж вышли 12 рыцарей во главе с королём Артуром, по-настоящему сыграли рыцарский турнир, не с картонными щитами, а в полном облачении — было ощущение, что все мы перенеслись в интересное историческое прошлое. Я очень люблю смену “В поисках Сампо», в поисках мельницы счастья (Сампо – в эпосе Калевала). Я ее делала вместе с очень интересным человеком — Наташей Федотовой-Гришиной, актрисой Белого театра из музея Достоевского. “Восход” я люблю за состояние бесконечного творчества, в котором мы купались. Там было очень много интересных проектов, мы возродили историю Ивана Купалы в 90-е годы. Большое спасибо Любе Гуляевой, которая мне хороший импульс дала для творчества, собственно, показала как это может интерпретироваться интересно. А я урок её хорошо усвоила и потом уже использовала очень органично в своей работе. Для меня вообще работа в лагере — это как работа джазмена, мне очень интересно импровизировать, но я и готовлюсь основательно ко многим вещам. В “Восходе” у нас была потрясающая команда ребят, с 95-м года… Такие звёздочки и звёзды оказались рядом: Боря Демин, Марина и Толик Беловы, Катя Чейкина, Лена Калугина, Валентина Акимовна…! Мне всегда интересно работать с людьми яркими. Я, больше скажу, что очень комфортно себя ощущаю, когда рядом есть люди более сильные, более яркие, более талантливые. А что ещё касается любимых дел, так это фестивальное движение лагерей Санкт-Петербурга. В 96-м году мы с коллегами подхватили кустовой фестиваль, а с 2009 он развился до регионального формата. Возможно, это наиболее значимое дело, которое я смогла инициировать в нашей сфере.
🎙Анна Байкалова: Кого бы вы взяли к себе на работу, и кого бы точно не стали брать к себе в команду?
❤️Светлана Петрова: Я вообще жалостливый человек, но не рассматриваю это как недостаток, хотя иногда это здорово мешает. Я очень большой аванс доверия людям всегда даю, и беру тех, кто хочет ко мне идти работать. Я люблю талантливых людей, но никого не уговариваю, вообще за собой колхоз не тащу. Если кто-то идёт за мной, он идёт добровольно.
🎙Анна Байкалова: Расскажите нам про нынешнюю свою любовь? Что это за лагерь “Конструктор”, наверняка вы, со своим опытом, собрали в нем все самое лучшее?
❤️Светлана Петрова: Нынешняя моя любовь – это лагерь «Пионер»!!! Приезжайте, посмотрите место и то, что мы там начали создавать!!! «Авторский лагерь “Конструктор” – это идея, с которой я сейчас «ношусь», это программа, это метод творчества и художественного, и технического, это технология формирование личностных качеств. Любая деятельность это конструктор. Мой проект нацелен на создание таких условий для детей в лагере, при которых они могут самореализовываться, быть авторами, соавторами в творческих процессах. Это и лаборатория проектов, и клуб детских инициатив, и место, где ребёнок может быть занят полезным делом, делом, которое его развивает.


🎙Анна Байкалова: Чем это отличается от доп. образования, от дворца детского творчества, например, который тоже предлагает много возможностей — куда хочешь, туда и записывайся?
❤️Светлана Петрова: Знаете, лагерь- это менее регламентированное пространство. А “Конструктор” это побуждающая среда, в которой ребёнок, добровольно, сам проявляя инициативу или генерируя идею, будет её воплощать. При помощи взрослых, либо в команде со сверстниками, но всегда успешно. Это такая гибкая конструкция отношений авторов с соавторами.
Я не хочу сейчас изобретать велосипед, и не говорю, что я открыла какую-то новую идею. Понятие «методический конструктор» существует в педагогике, но я это применительно к лагерю рассмотрела, и для меня в данном случае “Конструктор” это не программа в классическом понимании, написанная педагогами, хотя это тоже “Конструктор”, а это как раз интеграция генерирования идей взрослых и детей, когда дети могу быть соавторами. И ребёнок, записывающийся в “Конструктор” знает, что он будет в каком-то проекте участвовать, либо он какой-то проект сделает и реализует на площадке, такой настрой на изобретательство, древнейшее занятие человечества. В мире всё энергия, энергия вырабатывается деятельностью, любая деятельность это конструктор.
🎙Анна Байкалова: Если бы вам дали безлимитную карточку с неограниченными ресурсами, но деньги целевые, на постройку собственного лагеря, чтобы вы в нем напридумывали?
❤️Светлана Петрова: Я в “Звёздном” очень многое воплотила из того, о чем мечтала. В детских комнатах обязательно столики для маленьких детей, красивые шторы и маленькие прикроватные коврики, максимум объективной комфортности, но не чрезмерной. Не обязательно в номерах удобства, могут быть удобства и на этаже, главное, чтобы это было чисто и доступно для ребёнка. Для меня главное — программа и люди, которые с детьми работают. Вот это первично!
🎙Анна Байкалова: Вы хорошая хозяйка, чистюля?
❤️Светлана Петрова: Я разная в этом плане, у меня все по приоритетам. Если мне нужно дописать работу, или доделать сценарий, от которого зависит огромное количество людей, я могу пережить какой-то творческий дискомфорт вокруг себя, но в принципе я люблю наводить порядок, я к этому стремлюсь. Если важнее в данный момент доделать дело, от которого зависит огромное количество людей, то я в первую очередь доделаю это дело, а потом пойду пылесосить.
🎙Анна Байкалова: Если взять все направления деятельности директора: кадры, материально-техническую базу, столовую, педагогику, программы, чем вам интереснее заниматься, где ваша душа?
❤️Светлана Петрова: Моя душа всё же больше в программном процессе, мне нравится придумывать концепцию лагеря вообще, а в ней все до мелочи продумывать: и программу, и подготовку кадров и организацию питания. Знаете, когда у меня на ярмарке в “Восходе” повара стояли на балконе и подплясывали под общее настроение игровых площадок, вырвав минутку из тяжелейшего графика столовой, а вечером не спеша домой, что обычно присуще этой категории сотрудников, оставались на вечерний концерт в лагере, для меня это радость. И эта работа с кадрами тоже часть концепции.
🎙Анна Байкалова: Есть ли у вас люди, которых вы можете назвать своими учителями, которые как-то сформировали вас как педагога?
❤️Светлана Петрова: Я думаю, что такая творческая история во мне природная, потому что я помню себя с 4 лет как организатора некой публичной деятельности. Организаторские качества у меня с детства и их всегда замечали, меня всё время куда-то выбирали. Что касается учителей, конечно, я у многих училась, выбор профессии был связан с фильмом “Доживём до понедельника” и потрясающей ролью Вячеслава Тихонова. Я для себя рисовала учителя истории- это моя главная профессия, вот с этого образа. Этот фильм для меня стал 25-м кадром моей педагогической деятельности. Что касается лагерной истории, то на меня очень сильно повлияла Галина Станиславовна Суховейко и те люди, которые её окружают в «Содействии детскому отдыху»- это потрясающие, талантливые и очень профессиональные организаторы!!! Они меня влюбили по настоящему в эту профессию. До этой встречи для меня сфера детского отдыха была прикладной, сейчас это профессия.
🎙Анна Байкалова: А есть ли опыт каких-то лагерей по России, который вам интересен с профессиональной точки зрения, про кого ты можешь сказать: “Вот молодцы ребята!”
❤️Светлана Петрова: Конечно. Я восхищаюсь работой Валеры Долгих, это “Новое поколение” г.Пермь, я восхищаюсь тем, что он делает в лагере . Мне очень нравится история Тараса Кононца и “Робин Гуда”, я не была у него в лагере, но хорошо представляю по тому, что я видела в презентации их работы, в общении с Тарасом и Светланой. Мне очень нравится лагерь “Компьютерия”. Мне нравится команда тюменцев и то, что делает Лариса Шилова, мне нравится Новосибирск весь — и ребята учёные, которые любят лагерное движение и лагерные педагоги, и руководители, я беру с них пример, я у них учусь очень многому. «Тимуровец», «Чкаловец» — бренды! Что касается Петербурга, у меня тоже есть любимые люди и места — Галина Скородумова, это лагерь “Меридиан” с очень доброй и направленной на ребёнка атмосферой внутри лагеря, такой бархатный лагерь. Куда бы я внука своего отправила без себя, так это туда. Это Серёжа Слепов, лагерь “Каравелла”, потрясающий лагерь. Это лагерь “Волна” и его руководители- Татьяна Ивановна, которая много лет управляет этим лагерем, и владелец этого лагеря Паша Воробьёв, он очень много сделал для того, чтобы лагерь был таким добротным. Он не пафосный, без кича, но намоленный лагерной атмосферой. Я боюсь сейчас кого-то обидеть, но я очень активно наблюдаю, как ребята развиваются. Мне нравится дух Всероссийского центра “Океан”, если говорить о всероссийском поле. Впечатляет библиотека в “Орлёнке”, аналогов я практически нигде не видела, если будете там, попросите сотрудников проиграть с вами технологию живой книги — я думаю вы будете очень впечатлены .
🎙Анна Байкалова: Если бы у вас была возможность поговорить с первым лицом государства о состоянии дел в нашей отрасли, о чем бы могла идти речь?
❤️Светлана Петрова: Я бы сказала, господин президент, так случилось, что сфера детского отдыха находится на стыке ведомств, в ситуации «конфликта законов»… Необходимо утвердить сферу детского отдыха в статусе отрасли и оказать целевую помощь в развитии детского отдыха, независимо от форм собственности. Это, если в общих чертах…
А дальше конкретизировать проблемы:
И 44 ФЗ — не применим к нашей специфике, и особые условия труда вожатых, и тарифы, и налоги, и штрафы всех мастей, и перевозка, при не соответствующем автопарке в стране, и заборы в лесу, во время похода, и …. Нас надо не вписывать наполовинку в существующую законодательную базу, а создавать отраслевое право и помогать в сложившейся ситуации.
🎙Анна Байкалова: мне бы хотелось закончить это интервью, ставшим уже традиционным пожеланием директорам лагерей России? Если бы у вас была возможность обратиться ко всем сразу, что бы вы сказали?
❤️Светлана Петрова: Давайте продолжать общаться, обмениваться такой замечательной творческой энергией, педагогическими открытиями! Главное помнить, что каждый из нас автор и у каждого есть авторский почерк, поэтому у одной идеи может быть огромное множество воплощений, и продуктивное общение в нашей сфере ведёт к взаимному обогащению. Хороших вам событий на новых сменах!

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

девять − шесть =

* - обязательные поля