Обратная связь

Синдром эмоционального выгорания в детском оздоровительном лагере

01.08.2016

В начале семидесятых годов ХХ века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, бессонницу, общее ухудшение здоровья. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности. Работа перестает приносить удовлетворение, а напротив раздражает, вызывает враждебность, снижаются конкретные профессиональные достижения и выносливость.
Это явление назвали «выгоранием» (burnout) или «эмоциональным выгоранием». При длительном воздействии эмоционального выгорания развивается настоящий стресс, нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм к своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотивированные обиды на окружающих. Жизнь кажется пустой и бессмысленной, а работа – надоевшей и ненавистной рутиной. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать.
Более всех подвержены синдрому «эмоционального выгорания» вожатые детского оздоровительного лагеря, так как их профессия относится к типу профессий «человек-человек», поэтому «эмоциональное выгорание» не самым лучшим образом может сказаться как на самом вожатом и, так и на детях, с которыми вожатый взаимодействует 24 часа в сутки.

В чем же причина эмоционального выгорания вожатого?
По мнению психологов, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, чаще всего профессионального проведения. Наша нервная система имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание. Такой же лимит существует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания).
Кроме того, мы привыкли к тому, что процесс общения с людьми обоюдный, и за каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. Однако дети далеко не всегда способны на такую отдачу. Бывает, что усилия вожатого «вознаграждаются» только равнодушным молчанием, невниманием, враждебностью, неблагодарностью и все это в ущерб тому, кто «отдает всего себя». А когда сумма таких неудач накапливается, развивается кризис самооценки и профессиональной мотивации.
Как бороться с эмоциональным выгоранием?

1. Использование богатого арсенала психотерапии и тренингов. Это могут быть «игры для вожатых», которые обостряют внимание, повышают работоспособность, способствуют сближению. Чаще всего используются ролевые игры, деловые игры, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам), ситуативный тренинг. Обучение остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания.

2. Конструктивная оценка. Вожатые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. Для этого можно использовать технологию «ассесмента» персонала, где учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное – детей. К примеру, в зарубежных вузах уже давно существует рейтинг преподавателей. Разумеется, там учитывается и то, что требовательный педагог может снискать меньшую популярность. Поэтому в рейтинге в первую очередь отмечают справедливость, уважительное отношение к ученикам, творческий подход, способность заинтересовать аудиторию, стремление к сотрудничеству, а не противостоянию с учениками.

3. Новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, может оказаться весьма продуктивным средством. В крупных организациях существует традиция «ротации персонала», особенно актуальная для менеджеров. Они регулярно переходят на руководство другими отделами, нередко в филиалы других городов. Это позволяет избежать стагнации.

4. Объединение обучения, оценки и обновления. Достигается на выездных мероприятиях. И короткая поездка на конференцию, форум или фестиваль, публикация печатной работы могут дать большой эффект в борьбе с выгоранием.

5. Качественное управление. Невозможно без распределения заданий с учетом индивидуальных склонностей работников. Одни нуждаются в строгом контроле, другие требуют большой свободы и не терпят надзора. Некоторые люди предпочитают разнообразную работу, других пугают непривычные задания.
6. Нормализация отношений в коллективе. Серьезный удар по работоспособности наносит личная обида, конфликт, фрустрация (психологическое страдание), мобинг (коллективная «травля»). Мобинг могут осуществлять коллеги, руководители и дети. Обычно этим занимается некая «инициативная» группа. Достаточно нейтрализовать ее: убеждением, позитивным или негативным подкреплением, порой просто карательными мерами, а порой и неожиданным поощрением – конфликт растворится.

Таким образом, для борьбы с эмоциональным выгоранием требуются методы психологии конфликта. Очевидно, такие ситуации проще предупредить, чем исправить их последствия. Поэтому большое значение для профилактики выгорания у вожатых имеет соблюдение психогигиены и психологической безопасности. Для избегания эффекта «эмоционального выгорания» очень важно дозировать свой труд и уметь вовремя его завершить. Многие из нас, начиная какой-то жизненный проект, создают «громадьё» планов и стремятся сделать его бесконечным. Однако нормальная «продолжительность жизни» успешных проектов – около пяти лет, а затем – новый проект, возможно, продолжающий идею старого, но уже с другим результатом.

Никульников А.Н. к.п.н., доцент,
научный руководитель ДОЛ «Синяя птица»

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

13 + семь =

* - обязательные поля