Обратная связь

Встреча с Легендой. Ольга Жесткова

20.04.2017

На весенних каникулах мы встречались с Ольгой Сергеевной Жестковой, заместителем директора по организации отдыха и оздоровления детей крупнейшего в Сибири лагеря «Чкаловец». Одновременно «Чкаловец» может принять до 1500 детей и недаром его называют «Город детства». Ольга Сергеевна уже 8 лет на боевом посту, а до этого было еще 11 лет лагерной деятельности, почти два десятка.. Хотя, так же как и предыдущие респонденты, Ольга долго отказывалась от интервью -« Ну какая я «легенда»? Просто хорошо делаю свою работу и люблю свой лагерь».
А.Ю. Ольга Сергеевна, скажите, где учатся руководить лагерем?
О.С. Могу только про себя сказать. Сначала я закончила пед.колледж, затем педагогический институт, два раза
А.Ю: Почему два?
О.С: Потому что параллельно училась на двух факультетах: историческом и филологическом. Сразу писала два диплома.
А.Ю: Скажите, если вернуться на 20 лет назад и тогда бы вы узнали, что будете руководить одним из крупнейших лагерей Сибири, на приобретение каких компетенций и навыков был бы сделан упор?
И: Все было бы точно также. Я и сейчас не сижу на месте, ведь новые вопросы возникают постоянно.
АЮ: А где началась ваша карьера?
ОС: В лагере «Черемушки», в селе Мочище. Но сейчас его, к сожалению, нет. Был деревянный лагерь. Приехала туда в 1993 году семнадцатилетней девочкой. У меня был первый отряд, 52 человека, и мы вдвоем работали с подругой, любимой напарницей Таней Горр. Нынешним вожатым везет, у них есть горничные. Мы же сами таскали кровати, сами убирали детские комнаты, носили ночные вазы, потому что туалеты были на улице. Это было самое счастливое время, исходя из последующих воспоминаний. Это был самый хороший лагерь и самые хорошие дети.
АЮ: Какой все-таки ваш любимый лагерь, если вспомнить вообще все в которых работали?
ОС: Наверное, «Черемушки» и был самый любимый. Именно там я ловила настоящий вожатский кайф от своей работы. Потом , когда сама стала руководителем, приходилось нести ответственность не только за детей, но и за вожатых , плюс навалилось много бумажных проблем. А это уже немного не то. Мне часто говорят- « Ты такая счастливая, у тебя интересная работа за городом, на свежем воздухе». Эти люди ведь не понимают и не думают о том, что на мне лежит ответственность каждую смену за 1000 маленьких человечков, у которых по два родителя, и еще бабушки и дедушки. И плюс еще ты несешь ответственность за 80 жизней вожатых, которые такие же дети, бесятся, ноги и спины ломают, заболевают. И об этом никто не думает, а свежий воздух это хорошо, это БЕССПОРНО хорошо.
А.Ю. А в каком из лагерей была самая слаженная команда? Бывало ли так, что все действовали как один механизм?
ОС: Мне, наверное, просто везет по жизни. Когда я работала в ДОЛ им.Карбышева, там все было очень слаженно. И на тот момент, несмотря на «лихие девяностые», у нас было все, что бы мы не попросили. А когда всего в изобилии, то тогда очень комфортно, все наши идеи были реализованы, и не было никаких сбоев в работе.
Потом была «Радуга». Там другая специфика — дети из кризисных семей. Перед нами была поставлена задача, чтобы они отъелись хотя бы, а педагогическая программа стояла на втором месте. Как раз о работе в этом лагере можно писать мемуары. Через меня прошло столько детских судеб…Сейчас понимаю, что за свои 44 года не испытала даже десятой доли того, что испытали те дети за свои 6-7 лет. У нас был мальчик, который научился разговаривать в лагере, а на тот момент ему было 7 лет, он приехал и вообще не произносил никаких звуков. В «Радуге» была хорошая команда, мы были молоды, и нам было все равно, что делать, хотя лагерь был очень старенький и с уличными туалетами. Там была больше семейная ситуация и очень душевная работа
АЮ: Вам легко давался скачок по служебной лестнице?
ОС: Да я не карьеристка же, особо и не стремилась никогда к должностям. В 2004 мне предложили позицию начальника лагеря «Полянки», нынешний «Пионер». Соответственно там мне приходилось создавать команду с нуля, и я считаю, что мы справились с этой задачей. Я получила документы в картофельном мешке, а в лагере отработала все лето без приключений. Но потом начались перестановки, и я оказалась зам по УВР в «Тимуровце», структурно это одна организация. И вот сейчас «Чкаловец». Если говорить про мою идеальную команду — она здесь создалась. И теперь со спокойной совестью могу показывать эту команду как образец того как можно и нужно работать. Когда каждый занимает свое место, и может положиться друг на друга- это дорогого стоит.
АЮ: Какая ваша лагерная программа, смена самая любимая? Были же такие, за которые чувствуешь особую гордость?
ОС: Да, такая смена есть. Реализовала я ее в лагере «Радуга» под названием «Стартуй, малыш». Это была смена для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которые должны были пойти в первый класс. Мы в августе набрали 60 будущих первоклассников из кризисных семей. И провели сезон-подготовку к первому классу .На смене помимо вожатых и педагогов работали психологи, дефектологи, педиатры и логопеды. Некоторые ребятишки на тот момент даже ножницы видели первый раз в жизни. У нас была возможность проследить их дальнейшее развитие, так как срезы и замеры делались всеми специалистами в начале и в конце смены. Я написала в ноябре во все школы, куда отправились наши малышки, и 80% учителей дали ответ. Полученные результаты превзошли наши смелые ожидания- 75% первоклашек были адаптированы к школе и не отставали от сверстников. Это было очень радостно. Так что такие смены имеют право на жизнь, даже в современных условиях.
АЮ: Представьте, что вам предложили бы возглавить университет, где готовят руководителей детский лагерей, методистов, зам по ВР. Кого бы вы из наших коллег пригласили бы это учебное заведение в качестве педагогов?
ОС: В первую очередь это должны быть практики. Теория часто с практикой расходится. На своем опыте много раз убедилась. Эти люди должны знать чему учат, и о чем говорят.
АЮ: Когда вожатых готовите, кроме багажа игр, какими компетенциями вы их еще вооружаете?
ОС: Прежде всего, я говорю, что вожатый должен любить детей и думать своей головой, что он делает и что говорит. Часто советую поставить себя на место ребенка, и тогда вожатым все сразу становится понятно. И слова находятся нужные.
Сейчас вожатые становятся менее и менее самостоятельными. Иногда даже спрашивают -куда поставить какой-нибудь стул. А вожатый может и должен самостоятельно решить сотни разных задач, в этом и состоит его ключевая компетенция. Принятие ответственности и правильное реагирование на ситуацию.
У меня был случай, я только начинала работать семнадцатилетней девочкой- возвращаюсь с планерки и в окно вылетает бычок. Захожу в корпус, естественно накурено. Думаю, им же по 15 лет, я их старше всего на два года, сейчас же никто не отреагирует на мои слова. Но отважно включаю свет и спрашиваю : «кто курил?» Тишина. Потом начинают: «ну что вы, ну Ольга Сергеевна, ну выключите свет» Я заставляю их тихо одеваться и вывожу на улицу. Прием конечно антипедагогичный, но рабочий. Сажусь на лавочку и говорю: «Побежали!» Все в недоумении. Я а я грозно сижу и отправляю их бегать вокруг корпуса. На пятом круге один сдулся, видимо решил, что хватит остальным страдать, и сознался. Но ребята честно его не выдали и бегали за него. Всех отправила спать, одного оставила на разговор. До сих пор общаюсь с этим парнем, его зовут Саша, у него трое детей, и он до сих пор не курит. А потом все те, кто бегали, в книге пожеланий написали, что никогда не забудут наш кросс под звездами. Вот вроде абсолютно антипедагогичный прием, но так положительно сработал. Поэтому для меня педагогика — очень странная наука. С одной стороны, это правила, принципы, технологии, а с другой стороны, это либо твое, либо нет. Многие же родители не педагоги, но воспитывают прекрасных детей. Также и вожатый. Поэтому я считаю, что педагогике научиться можно, но не факт, что ты будешь лучшим вожатым. На мой взгляд, это призвание.
АЮ: А можно привести пример вот таких замечательных и талантливых, «настоящих» вожатых?
ОС: За эти годы я отработала столько смен…, больше 2000 вожатых. Их много талантливых на самом деле… Один только Сан Саныч Флек чего стоит- очень нердинарный Человек. Он всегда работает на маленьких детях, самых-самых маленьких. За все его смены, у него не уехал ни один ребенок, ни разу не было провального отряда. Он всегда работал в особой манере — придумывал себе какой-либо образ до сезона, и не выходил из него, чтобы не случилось. Однажды он был Бубой, не знаю кто это, но на голове был огромный оранжевый парик и большой галстук. И дети искренне верили, что он Буба в реальной жизни и есть. Как-то в отряде у него была девочка из Америки и ,из-за разницы часовых поясов, она не могла уснуть. Захожу я на отряд к нему, первый час ночи, дети все спят, а он сидит в этом парике и пытается убаюкать эту девочку. Я ему говорю, сними шапку-то свою. На что он мне ответил, что если сделает это, то у девочки инфаркт случится. Лето, на улице жара, сам парик плотный. Он рассказывал, что после последнего уснувшего ребенка еще час стоит под холодным душем, потому что голова кипит. Такая вот самоотверженность ради детей..
Сан Саныч даже с родителями разговаривал в образе. Здоровался, например, как Джек Воробей и говорил, что у него не раздвоение личности, а он настоящий пират и просил, чтобы родители объяснили своему сыну Коле, что на корабле может быть только один капитан. И это он. Очень многие родители отправляли ребенка не в лагерь, а к Сан Санычу. И в лагерь Флек ехал подготовленный, с целым чемоданом канцелярки, шариков, набором для фокусов, костюмами- все что ему могло понадобится для своего образа, да и просто для отрядной работы брал с собой. Он никогда не ждал, что ему кто-то это даст. Для меня Флек -эталон работы с маленькими детьми.
А на старших детях- Саша Ерохин. Он очень тонко чувствовал детские души, и у него также никогда не было провальных отрядов. Он даже самых сложных детей, так сказать «реальных пацанов» умел поставить на место. Однажды к нему в отряд попал мальчик Сережа. Про таких говорят, что «по нему тюрьма плачет», в общем отпетый хулиган. И никогда, на вечерних огоньках дети не давали ему никаких зведочек (ну всего что связано с мотивацией к личностному росту), ничего, потому что досаждал всем. Но был момент, когда нужно вклиниться вожатому, иначе Серега уедет вообще ни с чем, и даже дело не в зведочках, а то что он просто ничего для себя не поймет. И вот на одной из свечей, Серега удачно сел у окна и так красиво падал свет, и глаза казались такими большими, яркими и светлыми, что вожатый сказал: «Ребят, а посмотрите, какие у нашего Сережи глаза?». Все обернулись и в этом момент по-другому посмотрели на этого мальчика. Девочки может что-то в нем увидели. И Саша Ерохин произнес целую речь – почему и у какого человека могут быть такие глаза и еще про то, что если относится к человеку как к свинье, то рано или поздно он захрюкает. После этого огонька ребята стали к Сереже по-другому относится. Дети изменили к нему отношение, и он сам поменялся, стал добрее, вежливее и даже красивее. Смена закончилась прекрасно.
А.Ю.А дети любимые есть?
О.С. Ну про детей могу часами рассказывать….Однажды мне звонят из Междуреченска и говорят, что у нас мальчика змея укусила. Я в шоке. Спрашиваю фамилию. Говорят, Женя Шпак. Я поняла, что можно даже не разбираться, странно, что его динозавр не укусил. Пять лет Женя ездит в лагерь, и каждый раз удивляет чем-нибудь. Позвала этого мальчика, заходит. Я спрашиваю, что у нас произошло?. Мальчик клянется , говорит, что реально укусила змея у десятого корпуса. Показывает дырочку на руке. Мой следующий вопрос, почему дырочка одна, ведь клыка у змеи то два. На это Женя мне отвечает: «Так я же отбивался». И вот этот фантазер каждый год что-то выдумывает. А однажды, он сообщил маме, что ел ящериц. Мама звонит нам в истерике. Выяснилось, конечно, что никто ничего не ел. И такой Женя-выдумщик у нас далеко не один
Очень люблю детей с Севера. У них родители всегда правильно реагируют на выходки своих детей. Среди северян, вообще не было родителей, которые бы защищали своего ребенка, зная, что он хулиган.
Был однажды случай. 12-13-летние пацаны, сходили в туалет в шкаф. К себе! Приходят ко мне, я спрашиваю: «Зачем? Зачем к себе? Я понимаю еще к другим кому-нибудь, отомстить, напакостить, но в чем прикол к себе то?» Они молчат. Спрашиваю- дома тоже к себе в шкаф ходите? Молчат. Я звоню родителям. У всех троих оказались суровые северные родители и так их отчитали, сказали, что если через полчаса в комнате не будет пахнуть фиалками, то по приезде домой их привяжут к березам и комары съедят до смерти. Все сразу попросили тряпки, вымыли не только шкаф, но и всю близлежащую территорию и такого больше не повторялось.
АЮ: Если бы дали вам неограниченную сумму денег на развитие лагеря. Чтобы вы сделали?
ОС: Во-первых, привела бы в порядок все корпуса, построила бы бассейн. Вложилась бы в техническое оснащение клуба. Я бы очень много чего запланировала, я же стратег. Вся территория, а она у нас огромная, должна использоваться под деятельность.
АЮ: Может построили бы то, что есть за границей, а у нас нет?
ОС: В Гонконге в одном детском лагере мне очень понравились места для пикника детей и родителями. Лавочки, столики, шашлык можно пожарить. Территория вроде в лагере, но отдалена. Это гораздо лучше работает на взаимодействие детей и родителей, чем просто сунутый ребенку мешок с конфетами и чипсами.
АЮ: А чего бы точно делать никогда не стала?
ОС: На самом деле многого в целях безопасности…Скалодром, аквапарк…
А вот бассейн нужен и большой спортивный комплекс как в тюменской «Ребячьей республике». А еще бы построила тургородок. Мне не хватает тихого костерка и гитары по кругу. Ведь детям это нравится, они просто с незнакомы с этой культурой. Все чаще в лагерях идет ориентация на шоу-программы, для которых нужны техника и аппаратура, а атмосферность теряется…
АЮ: Как вы думаете, как будут развиваться детские лагеря?
ОС: Я считаю, нужно возвращать воспитательное наполнение в лагеря и работать на создание особой атмосферы радости и творчества. Сейчас в лагерях все больше развлекательного и аниматорского. Но так важно, чтобы через сопутствующие вещи- игру и общение, был более ярко выражен воспитательный и образовательный компонент. И мне кажется, что в этом направлении и лежит большой потенциал для развития лагерей.
АЮ: Вы производите со стороны впечатление этакого «железобетонного руководителя» Это на самом деле так? Или ваши сотрудники думают по другому?
ОС: Да, в плане работы я строгая. Но внутри — мягкая и пушистая. Меня так воспитали, что работа и личная жизнь это абсолютно разное. Но в лагере все по-другому, здесь сложнее. Мы с сотрудниками едим с одной тарелки и пьем с одной чашки, и порой хочется что-то простить тем людям, кто ближе. Но если человек совершил косяк, то он получит за него по полной, каким бы другом он не был.
АЮ. Имея в своем распоряжении час аудиенции с президентом РФ, какие темы касающиеся детских лагерей вы бы подняли, о чем бы вели беседу?

ОС: Во первых поговорила бы о нелогичных законах. Чтобы ввести закон, нужно подготовить почву. Взять например, недавно принятый федеральный закон о перевозке детей, который запрещает перевозить детей на автобусах , которые находятся в эксплуатации более 10 лет. В Новосибирске всего 28 машин , которые допущены к перевозке детей. У меня на первую смену заезжает 1000 человек! Мне надо около 20 автобусов. И одновременно 1 июня должны заезжать еще как минимум 10 лагерей. А автобусов нет. Об этом никто не думает, а законы принимаются. Меры безопасности — это самое важное, но ненужно перегибать палку.
Еще бы сказала, что нужно развивать детские лагеря, потому что это уникальное место для современных детей. Здесь можно научить их общаться, играть, взаимодействовать, да просто гулять на улице. Современным детям проще закрыться гаджетом, который не обидит, не предаст, не создаст конфликтную ситуацию. Зачем мы возим детей в разные страны, если здесь, в детском лагере есть прекрасная возможность получить положительные эмоции, найти новых друзей и оздоровиться.
И на прощание традиционный блиц:
АЮ: Если вспомнить лагерные песни, то какая ваша любимая?
ОС: Есть такая старенькая песня «Даже книжки все на всей земле прочтите…» Это, наверное, самая любимая
АЮ: Книга, которую ты бы посоветовали прочитать каждому вожатому, едущему в лагерь?
ОС: Просто больше читать, литературы абсолютно разной от детективов до мелодрамы. Больше читать детских книг. Я вот люблю перечитывать Гарри Поттера, каждый раз что-то новое нахожу. Больше детей начинаешь понимать. Я всегда перед сном читала детям в лагере, даже старшим.
АЮ: А какая книга на Ваш взгляд полезнее всего для методиста? Какое-либо пособие где все четко и по делу?
ОС: Вот стоит на полочке старенькая и зелененькая (Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И.) «Что делать с детьми в детском лагере?» Сейчас много литературы издается про одно и тоже разными словами.

АЮ: Какое пожелание вожатым и руководителям лагерей вы могли бы дать накануне предстоящих летних сезонов 2017?
ОС: Вожатым я могу дать одно напутствие- любите детей и работайте так, чтобы было не стыдно. Руководителям — терпения и понимания и не действовать сгоряча.

17952783_1833814030278404_4975643769809676902_n

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

5 × два =

* - обязательные поля