Обратная связь

Встреча с Легендой. Елена Богданова

03.08.2017

Елену Владимировну Богданову в нашем профессиональном сообществе уважают не только за её преподавательскую, тренерскую и экспертную деятельность (Е.В. Богданова кандидат педагогических наук, преподаватель НГПУ, главный эксперт МКУ ГКЦ «Соло» и председатель правления ГДМОД «Стриж»). Её любят за то безумное количество продуктивных идей, которые она может генерировать, и за то количество интересных проектов, которое она ведет не только в Новосибирске, но и на региональном уровне. Когда смотрю на ее профиль в инстаграмм, всегда поражаюсь- с какой скоростью и продуктивностью умеют жить люди! Встречайте — человек, с которым всегда тепло, интересно, полезно и весело.

Анна Байкалова: Здравствуйте, Елена. Начинаем мы с традиционного блица, если спросить вашего лучшего друга: «В чем Лена крута, в чем ее сила?» Чтобы он ответил?
Елена Богданова: Мне кажется в придумке ненормальных идей. Мне очень нравится фраза: «Все великие дела начинаются с чьей-то мечты». Я умею генерировать идеи, которые становятся потом большими проектами. С одной стороны, мой лучший друг говорит, что это большая беда, потому что иногда нужно остановиться и жить как все. Но для меня именно такая жизнь- большое счастье, потому что это классно, когда тебе звонят в 3 часа ночи и говорят: « слушай, давай попробуем вот это» и ты понимаешь, вот ради этого стоит жить.
Анна Байкалова: А от чего тебе хочется просыпаться по утрам? Что драйвит? Что дает энергию в жизни? Такие ночные звонки ?)
Елена Богданова: Наверное да. В принципе наличие таких идей, от которых не хочется засыпать. Таких ситуаций достаточно много, когда процесс настолько увлекает: придумывание, создание, монтирование. А энергию дает то , что у меня есть поводы не ложиться спать, все то количество интересных дел и проектов.
Анна Байкалова: Если бы ты написала книгу, то о чем бы она была и как бы называлась?
Елена Богданова: Книга могла бы называться «Удивительности, приятности, искренности». Эта книга была бы про людей, про события. Про людей, с которыми по пути, про события, от которых тепло.
Анна Байкалова: А можешь назвать свою любимую лагерную песню
Елена Богданова: Задумываясь о песнях лагеря, я в какой-то момент поняла, что есть песни, которые я точно не хочу петь, потому что когда ты 5 тысяч раз поешь одну песню, то повторяешь слова на автомате, из песни уходит жизнь, эмоции, осмысление и осознанность. Поэтому в последнее время мне очень нравятся песни, которые пишут мои «Стрижи» -они романтичные, трогательные, про стаю, про полет, про хорошие вещи.
Анна Байкалова: Давай перейдем к твоей лагерной истории. Ты была когда-нибудь сама вожатой?
Елена Богданова: Да конечно же была, я никогда не была ребенком в лагере. Вернее пробыла там ровно три дня и до сих пор не забуду этого тихого ужаса. «Ну-ка дружно, ну-ка хором, ну-ка вместе». Я ни дружно, ни хором, ни вместе. На 3-ий день меня забрали и больше попыток поехать в лагерь у меня никогда в жизни не было бы, если бы однажды мне не повезло с людьми. У меня самые большие удачи в жизни — это люди. Я верю в хороших людей, вокруг меня их очень много. После первого курса мне повезло в коридоре встретить одного замечательного человека, с которым дружу по сей день, которая мне сказала: «Поехали в лагерь». Я подумала, а почему бы не поехать, так я попала в огромную хорошую компанию, с которой на все лето отправилась в лагерь «Планета» в Крым. Это было мое первое вожатское лето. Пять смен. Это были люди, с которыми я общаюсь и дружу по сей день, потому что это «люди, с которыми по пути». Так я и попала в лагерь. Остановится уже не смогла и у меня все 5 лет учебы в университете -это был сплошной лагерь. И потом, пока мои одногруппники на истфаке писали дипломы «Медико-гигиеническое условие крестьянских хозяйств Сибири первой половины 19 века» или «Перевоз груза по реке Лена», я участвовала в нереально крутом проекте- это была первая в России бизнес-смена во Всероссийском детском центре «Океан». Поскольку мы ее придумывали, разрабатывали, запускали -это и стало темой моего диплома: «Экономическое просвещение в условиях детского лагеря», кстати под руководством Валентины Степановны Пель.
По окончании университета я работала методистом, старшей вожатой, и даже директором лагеря, где мне опять же очень повезло с людьми, с командой, но в какой-то момент я поняла, что все, я выросла, т.е. я настолько выросла из лагеря, что не могу быть больше ни вожатым, ни методистом, ни директором.
За это лето, когда руководила лагерем, мне удалось столько всяких нереально интересных вещей попробовать сделать, что дальше я поняла, что если возвращаться в лагерь, то только в авторский, то есть делать свой проект. Мне очень мешали в работе все эти трубы, канализация, проверки и все остальное. После 2003 года моя работа пошла немного в другое русло- я стала экспертом, при чем правильным экспертом, потому что я не только занималась изучением и оценкой того, что происходит в лагере, но и знала процесс изнутри.
А 6 лет назад в Новосибирске появился центр «Соло» -городской центр по организации каникулярного отдыха. Когда он появился, все понимали, что основная его цель- реализация путевок за счет субсидии. Это была главная парадигма, а все остальные идеи нужно было придумывать. Я очень признательная моему другу Диме Петрову- директору центра, что он позволял придумывать и развивать те проекты, которые там сегодня есть.
Анна Байкалова: А можешь рассказать про свой проект «Стрижи», как возникла идея создать настолько масштабную школу вожатых для старшеклассников?
Елена Богданова: Сейчас расскажу. Кстати совершенно недавно осознала, что в России меня знают по « Стрижам». В этом году мы проводим большой региональный форум, куда приезжают команды из Москвы, Екатеринбурга, Питера, даже команда с Ханты- Мансийска собирается на Стрижи приезжать, оказалось, что коллегам этим заниматься интересно и хочется. Откуда появилось? С одной стороны, Новосибирск- город вожатский. Это по-честному. Он всегда был таким, и всегда старшеклассникам тоже хотелось быть вожатыми. С другой стороны, у нас нет лагерей для подростков и для молодежи. У нас нет подростковых лагерей. Подростки –это же другой мир. Конечно, в лагерях есть вся линейка отрядов с 6,5 лет и до 18, но реально тем, кто от 14 и старше им надо в какой-то другой лагерь, я их называю «дети выросшие из первого отряда». Старшеклассникам нужна другая роль, другой статус, другая позиция и деятельность. Началось все в 2010 году. А надо сказать что последние 15 лет я вела другой свой любимый проект «Ученик года Новосибирска» и там собирались нереально классные старшеклассники. И вот в 2010 году завершал проект чудесный финал. Каждый год чудесный, но этот был расчудесный. Конкурс закончился и мне мои ученики года сказали : « Да ладно, так не бывает. Мы на этом остановиться не можем, давайте придумаем что-нибудь». И с этой безумной фразой «Давайте придумаем что-нибудь, чтобы не расставаться» появились Стрижи. В августе мы провели первый слет Стрижей. Сегодня все уже люди взрослые, понятно, 7 лет прошло. Один из них работает на ГТРК- это очень медийный человек, он ведет «Вести». В прошлом году он сделал репортаж о всем том, что с нами произошло за эти 6 лет, и в нем сформулировал три ключевых идеи, про то, что же такое «Стрижи». «Стрижи» — это философия лета, это философия детства и философия времени. И действительно эти три ценности мы несли всегда- с первой смены, с первой идеи. Сегодня у нас в Новосибирске 72 подростковых вожатских отряда. Если первая смена у меня была 100 человек, то в этом году их будет 300. Подросткам нравится быть вожатыми, они хотят быть вожатыми, они хорошие вожатые, многие из них лучше, чем вожатые-студенты. Это по-честному. Они лучше с точки зрения ценностей, энергетики, с точки зрения желания делать это дело нереально классно. Поэтому я очень верю, что вне зависимости от того, будут ли они учиться в педагогическом университете, или выберут другую профессию, но опыт и отношения, которые они здесь получают, останутся с ними на всю жизнь.
Анна Байкалова: Лена, а ты можешь уже выдать какую-то статистику? Ты же видишь как они растут? Я вот сталкиваюсь в работе с тем, что чем раньше выпускаешь ребенка в профессию, тем раньше он и уходит. Если в 16 ставишь старшеклассника на отряд, то, зачастую, к 18 годам, он «наигравшись» уходит из вожатства.
Елена Богданова: Безусловно, я пыталась эти процессы систематизировать. Понимаешь, все зависит от целей самого подростка. Для кого-то это модная хорошая тусовка, они идут за общением и окружением. Я хорошо к этому отношусь. Прекрасно, что подростки попадают в эту субкультуру, потому что она ценностна, деятельностна, и на уровне отношений очень многие вещи формирует. Есть небольшой процент случайно попавших к нам ребят, пришли с другом например, да- прикольно и интересно, но это не их история. Они пробуют, ищут себя, но, как правило, быстро уходят. Мне интересней работать с теми, кто идет на наши ценности и на нашу философию, с теми, кто остаются надолго и готовы к росту. Они приезжают сначала как дети, потом как вожатые и потом как руководители проектов. И даже выбирая другие вузы, они , имея за плечами потрясающий социальный опыт ведения проектов, становятся активистами и в своих институтах. Среди них есть те, кто надолго связывает свою жизнь с педагогикой. Маша, наш первый стриж в этом году закончила Институт культуры и молодежной политики. Защищала диплом по «Стрижам». В итоге она это прожила, она это исследовала, она это исследование защитила. Сейчас пойдет в магистратуру. Для нее эта сфера профессиональной научно-исследовательской деятельности. На мой взгляд, это тоже хорошая вещь.
Анна Байкалова: А можешь привести пример какой-нибудь ситуации из твоего опыта организации профильных смен Стрижей, которая на тот момент казалась сложной или шокирующей, а сейчас не можешь о ней вспоминать без смеха?
Елена Богданова: На самом деле меня сложно чем-то удивить или шокировать, просто объективно много видела в лагерной практике. Но однажды мы решили сделать нестандартный заезд. Нам показалось скучным, что дети приезжают на автобусах с чемоданами, и ты занимаешься расселением, распределением по отрядам. Захотелось соригинальничать. На уровне идеи все выглядело просто шикарно. Представь- старшеклассники приезжают в лагерь, а там никого нет… и только на центральной площади лежат конверты с шифрами, ребята ищут конверт со своей фамилией, расшифровывают план как найти карту, далее двигаются по карте, находят лопату, потом откапывают бутылку и соединяются в отряды. Затем по приметам, указанным в записке, находят именно своего вожатого. Ну все же логично- раз нашли лопату, значит что-то придется копать. Когда мы это придумывали, мне это казалось милой смешной игрой. Весло же, все приезжают, никого нет, конверты, шифры, лопаты, бутылки, все что-то ищут. Но когда остановились автобусы, и я увидела 250 детей с чемоданами, которые приехали на смену, а реально нет никого, кроме конвертов. У меня было ощущение полнейшей паники. Более того, не все разобрали шрифт, не все нашли свою бутылку. Все конечно срослось в итоге, получилось смешно, весело. Кто-то попал не в свой отряд, конечно, но главное, что отряды сформировались, вожатые нашлись. Вот этот момент никогда не забуду, я чуть не поседела, было панически страшно, потому что я за это за все отвечала. А сейчас вспоминаем с большим удовольствием и весельем. И вообще с того времени мы все заезды стали делать по такой схеме, упростили ее слегка, но ребята радуются. Мы решили, что зачем нам тривиальный заезд, можно сделать заезд ненормальный.
Анна Байкалова: Идея со Стрижами просто великолепна. Мы же видим, какими к тебе дети приходят, и каких ты выпускаешь в самостоятельную вожатскую жизнь. А ты не задумывалась о том, чтобы масштабировать и тиражировать свой опыт в рамках всей страны?
Елена Богданова: Я очень сомневаюсь в возможности масштабирования и тиражирования такого опыта. Можно взять идею, но наполнить ее другим смыслом. У нас получилось вот так. В другом регионе у другой команды получится совершенно по-другому, потому что мы все разные. Я не люблю все большое. Не люблю большие лагеря, я считаю, что лагерь должен быть камерным. На мой взгляд, больше 200 детей в лагере не нужно, потому что теряется атмосфера. Если она размывается, уходит что-то главное. Даже если меня попросят сделать смену на 500 человек, я этого делать не буду. . Мне важно, когда я в лицо знаю всех. А погнавшись за количеством, я потеряю качество и получу совсем не тот результат. В Новосибирске 211 школ, но это совершенно не означает, что во всех школах должны быть подростковые вожатские отряды. Когда район пытается отчитываться и говорить, что у нас появилось еще 5 вожатских отрядов, то я не знаю, хорошо это или плохо. Хорошо, только в том случае, если этого, действительно, захотелось детям. Я очень боюсь, когда штучная вещь становится массовой. А вожатский отряд это именно такая категория
Приведу пример, я читаю такой предмет в ВУЗе «Педагогические технологии», могу рассказать технологию организации и проведения профильной смены. Но главным компонентом любой профильной смены является атмосфера. Никакая технология атмосферу не создаст. Можно технологично провести смену и с нее вернуться. Вроде все будет сделано правильно, но чего-то не хватило. Поэтому я против тиражирования, а тем более масштабирования подобных процессов, особенно через директивы сверху.
Анна Байкалова. Скажи, а если бы ты сейчас взялась делать свой лагерь, то каким бы он был? Я не про материально-техническое оснащение, а про программу и про организацию процесса
Елена Богданова: Безусловно « 14+» потому что эта ниша, к сожалению, сегодня свободная. Нет у нас отдельных лагерей для этой возрастной аудитории. Я бы его сделала профильным и многожанровым. Для начала бы ушла от 21 дневных смен. Я не очень люблю смену 21 день, ее тяжело эмоционально выдержать, тяжело наполнить ценностным смыслом, простроить деятельность так, чтобы каждый день стал ярким откровением, сложно обеспечить ежедневную включенность ребенка в процесс. Я люблю короткие профильные смены, которые позволяют концентрировать энергетику, получить и пережить в итоге гораздо больше, чем за три недели. И пусть бы у меня лето было 7 по 7 дней, или 6 по 10. Но я бы делала именно такие смены. Они, безусловно, труднее для организаторов, они труднее для тех, кто на них работает. Потому что на них выложиться нужно гораздо сильнее. Зато они ярче, содержательней и энергичнее.
Анна Байкалова: Хорошо, тогда расскажи, как бы ты обустроила такой лагерь, если бы в твоем распоряжении оказалась самая космическая сумма. Мне интересно твое мнение, как человека, который побывал ни в одной сотне лагерей, и много чего видел, в том числе и за рубежом.
Елена Богданова: Когда я была в Австралии на конгрессе, то реально влюбилась в австралийские лагеря. Там нет заборов, потому что лагерь –это пространство безопасное. На самом деле не знаю, для чего у нас заборы, толи для того, чтобы дети не убежали, то ли чтобы дети не прибежали. Отсутствие заборов дает ощущение безопасного пространства и ощущение свободы. Ты можешь взять ланч и сесть в столовой за столиком, а можешь пойти и сесть на лавочке на улице, или устроиться на траве. То есть сделать так , как тебе удобнее, и все уважают твой выбор. В этих лагерях совершенно другое отношение к физическим активностям, педагоги осмысляют их совсем по-другому. Например там есть озеро, лодки, байдарки, скалодромы и все остальное, но это история не про спорт, это тренировка социальных навыков. На самом деле на скалодроме ты в связке, и смысл связки не твои физические навыки, а умение почувствовать тех, кто рядом. Ты в лодке, байдарке справляешься на другой берег. Смысл в том, что ты тоже не просто гребешь и развиваешь мускулатуру, смысл в том, что ты сплавляешься с людьми.
Анна Байкалова: Лена, а может ты сама эти смыслы словила и так оценила ситуацию, подведя методическую базу, а для них это просто набор обязательных активностей?
Елена Богданова: Ну конечно нет. Я же эксперт и сразу попросила программу. Она у них так и называется «Программа социальных компетентностей «Моя Австралия». Там подход совершенно другой к целям лагеря и точно не «оздоровление» детей и подростков ставится во главу угла. Приведу пример. В Австралии много змей, и по идее можно территорию лагеря обезопасить от змей. Но детям же все равно жить в этой Австралии, правда? И они должны понимать, как жить. Вот эти идеи у них идут красной нитью через всю программу. Не закрыть детей от рисков, а научить их жить в этих рисках. Змеи будут всегда, они не исчезнут. Если маниакально их в лагере мы уберем, они за пределами будут. Ребенок должен понимать, как жить в этом мире. В программе прописана хорошая идея, что они станут родителями и должны будут все эти вопросы объяснять своим детям. В России я видела только один такой лагерь. Это лагерь «Робин Гуд» в Подмосковье, который придумал и сделал Тарас Кононец. Поэтому я бы подростковый лагерь делала бы именно таким. Лагерь в рамках свободы, но при этом позволяющий делать реальные проекты и работающий на развитие твоей социальности.
Анна Байкалова: Лена, а в твоей жизни был «тот самый любимый лагерь», в который хочется возвращаться?
Елена Богданова: Я легко отпускаю прошлое. Есть настоящее. Я сторонник того, что прошлое оно было, я была ему признательна, за то что было, я из него много чего взяла, но живу я сегодня. У меня есть коллекция ощущений. Знаешь лагерные альбомы с фотографиями? Когда я их последний раз смотрела? Да никогда. Вот честно. Какой-то ностальгии у меня нет, у меня есть хорошие теплые ощущения от людей, с которыми мы были вместе, от идей, которые там были. Я не могу сказать, что приеду в лагерь, пойду по этой дорожке, загляну в корпус, и меня пробьет чувство ностальгии. Нет на самом деле такого. Для меня первичны люди, с которыми мне хорошо встречаться, люди, с которыми меня связывают эти самые лагеря.
Анна Байкалова: Какую книгу ты бы посоветовала прочитать всем специалистам нашей лагерной отрасли?
Елена Богданова: Все надо читать, хотя бы для того, чтобы сопоставлять идеи, понимать, в какую сторону идешь ты, в какой точке ты находишься сегодня. Поэтому посоветовать какого то одного автора, сказать «ну прочитайте все книги вот этого специалиста» -нет не могу. В электронной газете «Интерактивное образование» я веду рубрику «Сибирские каникулы». Во вступительном слове пишу эмоциональные посты про «10 поводов влюбится в лето», про «лето с высунутой головой из форточки окна». У меня есть три рубрики. Первая из них называется «Золотая полка». Это те книги, которые любому человеку, который работает в лагере просто необходимо прочитать. И не важно, согласится с ними человек или не согласится. Потому что важно не получить ответ, важно, что после прочтения у тебя в голове появится вопрос. Вопросы будут заставлять тебя искать ответы, ты будешь двигаться, развиваться. Я рассматриваю это так. Цель, прочитав, не получить ответ на вопрос «Что делать с детьми?». Типа прочитал –и, вжух, ответы есть. Ничего подобного. Ты можешь прочитать вот это, вот это и вот это и задать вопросы. Как только ты начнешь задавать себе эти вопросы на основании то, что ты узнал, ты будешь искать ответы, ты будешь двигаться. В рубрику «Золотая полка» я стараюсь подбираю разных авторов, выискиваю интересные книги и работы. Недавним открытием была статья психолога Анатолия Кирпичника, написанная еще в 70е годы. Называется «Старшеклассники в пионерском лагере». Если убрать слово «пионерский», то она про то, как ведут себя старшие подростки в лагере, и это описание практически не отличается от сегодняшних поведенческих стратегий. Другое дело, что там предлагались другие средства работы в рамках пионерского лагеря. Раз уж заговорили про средства работы и книги… В прошлом году мы реализовали идею со съемкой буктрейлеров. Мы сделали трейлеры на книги, которые стоит прочитать. Ребята познакомились с технологией изготовления трейлеров, затем долго выбирали книги, читали их. У нас появилась такая форма работы, которую мы называли «Книжник». Квартирник –это камерное такое сборище с разговорами и песнями, а «Книжник» –это сборище по обсуждению книги. Так что я за чтение.
Анна Байкалова: Лена, а какие лагеря или программы вы бы могли поставить в пример, про кого могли бы сказать «это интересный продукт, у этих людей стоит поучиться».
Елена Богданова: Мне очень нравится то, что делает Тарас Канонец. Он реально хорошие лагеря делает. И «Робин гуд» и «Каролина кемп» и «Мотор» они такие разные, но они про настоящее.
Безумно люблю все, что делает Александр Сергеевич Прутченков, будь то экономические смены, или смены связанные с гражданским воспитанием, все у него получается замечательно. Он много вещей делает по гражданскому воспитанию, работает со старшими подростками, они прям реально моделируют ситуацию государства, в котором есть все службы, от юристов, налоговой, до своего телевидения. Такие смены прокачивают, позволяют задуматься про устройство государства, отношения, которые там есть, про все остальное. Причем его смены всегда с хорошими технологиями, с грамотными подходами и они работают на те ценности, на то осмысление, которое должно быть. Я всякий раз задумывалась о том, что, наверное, можно гражданско-патриотические вещи как-то по-другому делать. Вот Прутченков все делает правильно и интересно.
Мне понравилась в «Олимпийской ребячке», потому что это лагерь про самовыражение, про ценности, про здоровье культуры.
Потом, названия не вспомню, два лагеря порадовали в Екатеринбурге, Свердловская область. Они нереально интересные проекты делают по взаимодействию детей и родителей. По включению родителей в лагерный процесс. В общем, очень полезно ездить на такие встречи и смотреть, что происходит сегодня в других регионах.
Анна Байкалова: Лена, мне кажется ты не пропускаешь ни одного значимого форума или конференции, проводимых для специалистов нашей отрасли! А какие конференции ты бы советовала посетить?
Елена Богданова: Из последнего… Я реально влюбилась в «Россыпь уральских каникул». Они делают очень качественный, современный, очень деловой формат. Еще я болею молодежной политикой и, мне кажется, что сегодня много прорывных, интересных вещей именно в молодежке. Это и «Территория смыслов» на Клязьме, и Балтийский Артек. На них тоже стоит поездить, посмотреть, что происходит в этой отрасли, какие технологии используются. Очень интересно, когда на такие встречи приглашают людей не из нашей сферы. Для меня это большой кайф, потому что когда приезжают люди не из лагеря и начинают интерпретировать то, что мы делаем другим языком это всегда подкупает. Совершенно другой взгляд на обыденные вещи. На «Россыпи уральских каникул» выступала психолог, специалист по инноватике. На лагерь она посмотрела совсем по другим углом, и у нас просто инсайт случился- как много оказывается смыслов и идей может быть заложено в нашей деятельности. Обожаю эти ощущения, когда выходишь с семинара и думаешь, почему я сам раньше до этого не додумался?!
Анна Байкалова: Лена, представь, что у тебя есть возможность обратиться ко всем вожатым нашей страны одновременно, какое напутствие ты бы им дала перед тем как отправиться в лагерь?
Елена Богданова: Знаете, самое главное в лете, да в принципе и в жизни не бояться создавать, придумывать, пробовать, не жалеть о том, что я бы мог, но не стал. Пробуй, делай, у тебя получится. Верь в хороших людей, они вокруг, их очень много. Получай удовольствие от того, что ты делаешь, не воспринимай лагерь как работу. Однажды, в вожатской одной, увидела календарь, где крестиками дни зачеркивались, вот еще 10 дней и смена закончится. Не езжай тогда на такую смену и вообще не езжай тогда в лагерь, потому что будет нехорошо ни тебе самому, ни с тобой всем остальным. Нытики, скептики, грустинки, врединки они вокруг будут всегда, но что же на них-то циклиться? Не стоит.. Получай удовольствие и помни о том, что удивительностей, приятностей, искренностей вокруг гораздо больше, и если видеть это, то тебе будет хорошо и в лагере все будет хорошо.

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

десять + 4 =

* - обязательные поля