«Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком»
О.С. Газман
Краткая биография.
Олег Семенович Газман родился 21 января 1936 года в г.Полоцке, в семье кадрового офицера. Школу закончил в Новосибирске.
В 1960 году окончил историко-филологический факультет Новосибирского государственного педагогического института. До 1963 года работал директором Берёзовской восьмилетней школы. С 1963 г. по 1967 г. принимал участие в создании воспитательной системы Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ “Орленок”.
В 1968–1969 годах – преподаватель кафедры педагогики Липецкого государственного педагогического института. 1969-1972 г.г. – аспирант Научно-исследовательского института общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1973 г. защищена диссертация “Детский коллектив как субъект и объект воспитания”.
В 1973–1990 г.г. Олег Семенович – старший научный сотрудник, заведующий Лабораторией НИИ ОПВ АПН СССР. С 1972 по 1985 год совмещает научную деятельность с работой в должности начальника пионерского лагеря “Маяк”.
С 1990 по 1996 г. О.С. Газман заведует отделом Институтаn педагогических инноваций Российской академии образования. В 1992 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Умер в 1996 году.
Олег Семёнович Газман — педагог, поэт и музыкант, один из теоретиков и разработчиков «педагогики поддержки», один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и подмосковного экспериментального лагеря «Маяк», где положения педагогики поддержки проверялись на практике.
Вклад в педагогику летнего отдыха.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную (предупредительную) и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Таким образом, смысл воспитания – помощь в самоопределении. О.С. Газман видел выход из привычного состояния всеобщего администрирования в создании в образовании условий свободы, выбора, самоопределения, «свободной творческой самореализации» личности:
— где нет самоуправления учителей, не будет и самоуправления учеников;
— где учителями руководят методами принуждения, там не может быть учения без принуждения в классе;
— где нет сотрудничества между учителями и руководителями, не будет сотрудничества между учителями и детьми.
Объявив личность субъектом свободной деятельности, Олег Семенович, поставил вопрос о выделении в теории и практике образования особого направления, названного им «педагогикой самосознания». Оно охватывает субъект-субъектную педагогическую деятельность, имеющую целью стимулировать у ученика процессы самостоятельности, оказать помощь и поддержку в формировании им Я – концепции (системы представлений индивида о самом себе), создавать условия для развития ребенком способности оценивать собственную деятельность. Конечным результатом такой работы является становление способности личности быть свободной.
Гуманистические принципы О.С. Газмана:
— Ребенок не может быть средством в достижении педагогическихn целей
— Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка
— Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении
— Все трудности неприятия преодолевай нравственнымиn средствами
— Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка
— Дети – носители грядущей культуры. Воспитание – Диалог культур
— Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий
— Доверяя – не проверяй!
— Признавай право на ошибку и не суди за нее
— Умей признать свою ошибку
— Защищая ребенка, учи его защищаться
Олег Семенович Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самоопределении и самоорганизации ребенка. Он предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов:
— диагностический (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы)
— поисковый (совместный поиск решения проблемы или трудности)
— договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях)
— деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие)
— рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта)
Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению, О.С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания, которое соответствовало бы общественной необходимости в строительстве демократического правового государства. «Педагогика поддержки» стала одной из ярких инновационных идей в педагогике конца XX века.
Комментарии (0)
Оставить комментарий