Обратная связь

Мотивация современной молодежи на работу в детском лагере

05.07.2016

Должность вожатого преимущественно занимает молодежь 18-25 лет, исходя из возрастной периодизации А.В. Мудрика данный возраст относится к ранней юности Согласно Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину этот возрастной период характеризуется возможностью включения во все виды социальной активности, освоения профессиональных ролей, осознания и принятия личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких.
Рассматривая особенности ранней юности, следует отметить, что именно этот период связан с профессиональным становлением личности, получением первого опыта трудовой деятельности. Этот возраст можно назвать периодом активных жизненных начинаний, которые в полной мере можно реализовать в условиях детского лагеря.
Включение молодого человека в систему детского лагеря позволяет ему не только в полной мере проявить свои педагогические знания, но и на практике проверить свои умения. Реализовать такое стремление позволяет система коллективно-творческой деятельности в детском лагере и необходимость нести ответственность за результаты своей работы, за жизнь и здоровье детей.
Работа вожатого детского лагеря предполагает умение следовать традициям; содействовать всестороннему развитию личности современного ребёнка; умение работать в ситуации большой эмоциональной и физической нагрузки; приобщать детей к достижениям мировой культуры, создавать условия для реализации способностей детей, развития чувства уверенности в своих силах, и т.д.
Что такое мотивация? . Motive – побуждение. Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.
Мотивация к деятельности вожатых бывает дух видов: внешняя и внутренняя. К внешнему мотивированию относится материальный стимул, различные методы повышения интереса к деятельности в лагере (здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, новых форм деятельности и т.д.).
Что касается внутренней мотивации, то тут нужно создавать для вожатого состояние успеха. Отмечать все те моменты, когда вожатый действительно прилагает много усилий для преодоления трудностей в деятельности и у него это получается. Даже если это был не большой успех. Это будет отличным стимулом к деятельности.
Как создать правильную мотивацию для работы вожатых?
Начнем с того, что любой мотивационный метод от частого применения перестает действовать. Этот факт выдвигает требование чередования различных методов мотивации вожатого. Таким образом, руководитель детского лагеря должен несколькими методами мотивации.

1. Игровой метод мотивации. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь детей. Но практика показывает, что это не так. Игры для вожатых подразумевают яркую реализацию в личных поступках. Становится важным реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый находит в игре что-то свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

2. Исследовательский метод мотивации. Исследование само по себе дело очень увлекательное. «Что получится, если…?» — это будоражит умы и зажигает юные глаза. Происходит это тогда, когда есть правильный и интересный подход к исследованию и является, кроме всего прочего, хорошим настроем вожатого к лагерной жизни.

3. Конструкторский метод мотивации. Некоторым, кажется, что этот метод идентичен предыдущему. Но это не так. В исследованиях вожатые не знают, что получат в результате, конструкторский же метод подразумевает, что тот объект, к созданию которого стремиться вожатый, уже известен и понятен. Скажем, хорошее выступление как результат, отрядной деятельности. Какой восторг вызывает это и у вожатого и у ребенка и у зрителей! Эти яркие эмоции и являются двигателем для мотивации на новые, более амбициозные планы и решения.

4. Клубный метод мотивации. Известно, что если группа становится значимой для человека, он стремится соответствовать ее ценностям, дабы удовлетворять общим значимым для всех критериям и получить признание. Референтность (значимость) группы, таким образом, может стать очень важным мотивом для деятельности вожатого. Скажем, не ценят в группе совсем уж агрессивных, и вожатый начинает подтягиваться только лишь для того, чтобы группа приняла его. Уж очень в ней интересно: постоянно какие-то дела, игры и т.д. Всегда хочется быть в курсе всего, в центре событий и наравне с остальными.

5. Административный метод мотивации. Этот метод тоже вполне эффективен, хотя и не столь привлекателен как предыдущие. Но он работает, если им не злоупотреблять и не зацикливаться на нем, как, впрочем, на любом другом методе. Связан он с «вызовом на ковер», какими-либо ограничениями или, наоборот, с расширением полномочий, если дела идут удачно. Не стоит относиться к этому методу плохо. Вожатый должен социализироваться, если его держать лишь в «аквариуме позитивных эмоций», он не сможет в будущем быть эффективным в нашем далеко не всегда уютном мире.
Таким образом, данные методы мтивации работают, если применять, их в совокупности. Об этом часто забывают, а надо помнить. Применяя различные метолы мотивации, снимается опасность «пробуксовывания лагеря», наоборот создается атмосфера творческого созидания, игры, познания, но в то же время и ответственности за собственную деятельность перед, собой, другими вожатыми, детьми и администрацией лагеря.

Никульников А.Н. к.п.н., доцент,
научный руководитель ДОЛ «Синяя птица»

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

четыре × 3 =

* - обязательные поля