Обратная связь

Встреча с Легендой.Андрей Базилевский

21.11.2017

В январе будет три года как Андрей Александрович Базилевский возглавляет Всероссийский детский центр » Океан». Сегодняшнее интервью это очень вдохновляющая история про любовь к » Океану», про преданность детству и Дальнему Востоку. Встречайте Андрей Александрович Базилевский ) ( архивные фотографии из педагогического дневника Андрея Александровича предоставлены ВДЦ» Океан»)

🎤 Если спросить вашего лучшего друга, в чём вы круты, в чём ваша сила, что он ответит?
⚓: Раньше была такая присказка: высокий, красивый, да ещё и со звонким голосом. Можно шутить об этом, но, наверное, можно определить это качество модным словом «харизма». Мои друзья, конечно, считают что дружить со мной сложно, но все они сходятся в одном — «мне не всё равно», подчеркивая тот факт, что я «сам неугомонный и друзьям покоя не даю». Я же считаю эту неуспокоенность — одним из важных достоинств, которое мне позволяет и работать с интересом, и сохранять друзей. И в свою очередь я ценю людей, которые со мной всю эту жизнь, именно за неравнодушность.
🎤 Если бы у вас, в вашем плотном графике, нашлось несколько месяцев, что бы вы могли бы написать книгу, то о чём бы она была, в каком жанре вы бы писали?
⚓️: Начнем с того, что если бы я умел писать, и если бы у меня случилось бы не несколько свободных месяцев, а хотя бы три недели, я бы написал книгу о любви к детям и о том, как нужно себя по отношению к ним вести. Так случилось, что в 48 лет у меня родилась дочь. Моему старшему сыну 30 лет, младшему 26, а дочери 1-го сентября, в день знаний исполнилось 2 года. С дочкой я стараюсь проводить все свободное время, так как в силу возраста уже отдаю себе отчет, что нам не суждено знать, сколько этого времени отмеряно, и именно эта возможность быть рядом сейчас порождает совершенно другие ощущения и эмоции, это осознанное родительство задает тон совершенно иному восприятию детства. И я считаю, что если писать книгу, то надо писать книгу о детях, потому что в детях мы реализуемся и творчески, и менеджерски, и своей заботой, поэтому книга моя была бы о моей дочери. А если бы она пригодилась родителям других детей, я был бы этому очень рад.
🎤Если на обратной стороне этой книги будет напечатана ваша фотография, и редактор попросит разместить там ваш девиз, который ведёт вас по жизни, что бы там могло быть написано?
⚓️ «Живи, твори, мечтай». Этот девиз со мной ещё с 1987 года, когда я работал в любимом мною Всесоюзном лагере ЦК ВЛКСМ “Океан” вожатым, потому что в работе с детьми, в работе «на будущее» по-другому быть не может. Как только мы останавливаемся, как только мы начинаем думать, что мы всё в этой жизни уже знаем, и учиться нам больше нечему, то это всё, крест на профессии, это крест на судьбе, это крест на жизни, поэтому живу, творю, мечтаю.
🎤Андрей Александрович, а как вы попали в профессию, в » Океан», с чего все началось?
⚓️Всё, на самом деле, очень просто. Я не очень хорошо учил точные дисциплины, у меня было в итоговом аттестате две тройки, по геометрии и алгебре. То есть я был классический гуманитарий, но у меня была активная общественная позиция. Это сейчас так говорят «активный», «лидер», раньше таких называли «разгильдяй». Но при этом учителя меня любили — я был хороший ведущий, организатор всех школьных праздников, при этом спортсмен- футболист. И мои педагоги, подчеркивая, что у меня есть проблемы с дисциплиной, говорили, что из меня может что-то получиться. После 10-го класса, за неимением особого выбора, я пошёл в педагогический институт на специальность “Учитель истории, методист по воспитательной работе”, тогда этот факультет работал всего второй год при Хабаровском пединституте. И вот в 87-м году на 3-м курсе мне выпал такой счастливый случай — 2х человек отбирали почти на год, на практику во Всесоюзный пионерский лагерь «Океан». Я, конечно, был не лучший на курсе, но, в то время, карты легли так, что запрос пришел на двух парней, а нас всего двое на курсе- я и мой товарищ. Работа в » Океане» произвела на меня очень серьёзное впечатление, она поменяла в корне моё мировоззрение. Я уехал в лагерь в 87-ом году, когда начались перестройка, разброд и шатание в идеологии. Это особенно ярко проявлялась на историческом факультете — преподаватели уже сами не могли определиться во что верить, плюс мы, будучи студентами, мучили и добивали их каверзными вопросами. А ”Океан”, в этот переломный момент, не только дал мне духовную опору, он сформировал ту мировоззренческую позицию, которую я пронес через всю жизнь. Не важно, какие катаклизмы происходят в обществе — есть те человеческие ценности, на которые нужно равняться — добро, честность, благородство, дружба. Всё это я твердо усвоил в » Океане». После института я продолжил свою деятельность в молодежной политике. Будучи уже председателем комитета по молодёжной политике Хабаровского края, мы взяли на баланс ,заброшенный воинской частью, лагерь имени Гагарина, договорились с “Океаном”, получили там весь персонал, начиная от повара, заканчивая доктором и водителем, и, Слава Богу, он сейчас работает и является региональным центром Хабаровского края » Созвездие». И я горжусь, что в этом прекрасном лагере тоже осталась часть моей души и работы. А вернулся я в «Океан» имея 23 летний опыт чиновничьей деятельности за плечами, но, спасибо тем талантливым коллегам, которые были со мной эти годы, я не стал каким-то таким заскорузлым чиновником или бюрократом. Я горжусь этой профессией, потому что много сделал, работая в молодежной политике и в образовании. Я был 7 лет министром образования Хабаровского края, а уходил в “Океан” с должности заместителя председателя правительства, и меня отпустили только со второго раза. Я считал, что принять предложение возглавить » Океан» это тоже очень почётная миссия. А все вокруг мне говорили: ”Ты что, с такой должности, с такого статуса и директором пионерского лагеря”. На самом деле, и там и там интересно, и опыт работы в чиновничестве мне сейчас пригождается очень сильно в “Океане”. Потому что 2/3 вопросов это не вопросы, к сожалению, обсуждения педагогических программ, это не вопросы обсуждения методик, это работа с учредителем, работа по добыванию денег, работа с Роспотребнадзором, с контролирующими организациями, с хозяйством, со столовой, естественно. Да что я буду вам рассказать, любой директор лагеря вам это подтвердит .
🎤Как вы считаете, какими 3-мя качествами должен обладать директор детского лагеря?
⚓️ Наверное, терпение и трудолюбие. Директор, который надеется получить какие-то дивиденды от этой работы, должен сразу отказаться от этой иллюзорной идеи. Только тяжелый труд и пахота. Корыстным людям вообще нечего делать в нашей профессии. Ну и третье качество — это оптимизм, потому что бывают дни, когда совсем всё печально, тогда надо просто идти к детям, сходить на мероприятие, поговорить с вожатыми и вся хандра долой. Наверное, оптимизм, да.
🎤 Скажите, вы очень жестокий руководитель? Просто ли работать со «звёздами» в педагогическом коллективе, ведь у вас каждый -личность, за каждым- история?
⚓️: О том, какой я руководитель лучше спросить у тех людей, которые работают со мной. В этой связи у меня есть еще один девиз, который я всему коллективу говорю “Не надо путать доброту со слабостью”. У меня совершенно жесткая управленческая позиция касательно тех вещей, которые обсуждению не подлежат — это жизнь и здоровье детей, это трудовая дисциплина. Здесь никакой демократии, разного толкования или послаблений быть не может. Есть вещи, которые в любом случае я обсуждать не буду. Черное это черное, а белое это белое. В остальных вопросах я стараюсь слушать и слышать, обсуждать какие-то вещи, и в вопросах педагогики могу согласиться, что мир разноцветный… Но не в вопросах администрирования. Скажем так, я жёсткий, но демократичный.
🎤Есть ли вещи, которыми вы гордитесь за годы своей работы в «Океане»? Вот что- то такое, про что можете похвастаться и сказать себе “Да, Андрей, ты сделал это хорошо”?
⚓️ Знаете, я один ничего бы не сделал. У “Океана” были очень серьёзные традиции, очень сработанный коллектив, многие сотрудники приехали еще в 1983-го году, когда к нам во Владивосток были делегированы первые вожатые из “Артека”, а потом и из “Орлёнка”. Ведь не даром на эмблеме “Океана” три чайки — “Артек”, “Орлёнок”, “Океан ”, и в одной из песен есть такие слова: “У «Артека» навек принимает, эстафету мечты и любви, новосёл пионерской страны”. Первое время «Океан» ещё считался младшим братом « Артека» и «Орленка», но я уже принимал самостоятельный мощный детский центр. Я не умаляю своей роли в определении стратегии развития «Океана», но всегда подчеркиваю, что я бы один ничего не сделал, я являюсь только частью команды, первым среди равных. Ну а чем мы можем похвастаться? Конечно это, и введение в эксплуатацию недостроенного общественно-культурного центра со столовой дружины “Парус”, фундамент которого был заложен в 83-го году. И, самая большая, наверно, заслуга, мы вернулись к одному из наших основных профилей, мы вернулись в море. Мы договорились с Тихоокеанским флотом и морскими университетами, совместно разработали образовательную программу, построили пирс и начали выходить в море, заниматься биологией моря, подводным погружением, изучением истории морского торгового флота и т.д. и т.п. Это достаточно серьёзная программа, которая вот уже год как реализуется силами наших педагогов. Ещё один предмет моей гордости — это привлечение в лагерь научных сотрудников. Сейчас в штате не только 9 кандидатов наук, но даже есть один доктор педагогических! Установлены партнёрские отношения более чем с 50-ю вузами. И я считаю курс взятый на науку, правильным, потому что с детьми должны работать самые умные люди в стране, и в “Океане” должны работать самые умные люди, с умными работать сложно, они зачастую перечат, но с ними работать намного интереснее, потому что ты сам умнеешь и сам у них учишься.
🎤Если бы вам дали безлимитную карточку с неограниченным бюджетом, но деньги целевые, вы можете потратить их только на материальное улучшение условий лагеря “Океан”, что бы вы там сделали, что бы напридумывали?
⚓️Вы не представляете сколько у нас замечательных проектов придумано! И мы только и ждём такую безлимитную карточку. В первую очередь реализовали бы наши мечты относительно детского этнокультурного парка «Этно круг» в котором были бы представлены традиции, быт и уклад всех национальностей и народностей проживающих в России. Во-вторых, мы бы достроили эколого-биологический центр, который сейчас спроектирован и только и ждёт своего партнера. В — третьих бы, реализовали мечту наших детей, о которой они пишут каждую смену — в “Океане” должен быть новый амфитеатр “Океан Арена” и световой фонтан.
Но это все тактические задачи, а как стратег я в первую очередь вложился бы в кадры — это самая большая ценность и самый большой ресурс « Океана» — я бы отправил персонал повышать квалификацию на лучшие площадки, как в старые добрые времена, собирать мировой передовой опыт. Возвращаемость кадров в « Океан» это тоже очень серьёзный предмет нашей гордости, который говорит о том, что мы всё делаем правильно. Практически все мои замы, начальники управлений работали здесь вожатыми, и это правильно! С одной стороны каждый приходящий в «Океан» видит перспективы карьерного роста, знает к чему можно стремиться, а с другой — это формирование собственных кадров, закрепление их на Дальнем Востоке. У нас сегодня работают люди из 32-х субъектов РФ. Я очень рад, когда сотрудники женятся, рожают детей, а как только они женятся, они сразу получают служебную однокомнатную квартиру, становятся дальневосточниками. То есть, решая свои задачи, мы работаем и на увеличение численности жителей Дальнего востока!
🎤Андрей Александрович, скажите, а чем вас привлекает лагерь? Есть ли какая-то область применения ваших сил, которая радует или заботит больше чем остальные?
⚓️ “Океан” это маленький город, потому что кроме собственно педагогической деятельности, работы с детьми, с вожатыми ещё есть и жилмассив, и служебное жильё, автотранспорт, котельная, мазут, соляра, отопление и всё что связано с коммунальными службами, а кроме этого люди, ветераны, детский сад… Когда я принимал решение, я понимал, какой путь я выбрал. Но если вы спрашиваете, что мне доставляет большую радость? Это безусловно работа с детьми. Придумать, воплотить в жизнь, получить результат. Придумали мы, что за 21 день можно не только научить ребят ездить на мотороллере, но и получить права категории «А», воплотили эту идею в жизнь. Как такой результат может не радовать?
Но есть идеи, которые в силу разных обстоятельств нельзя воплотить в жизнь. Лично я считаю, что все программы социализации, не заменят привития элементарных навыков самообслуживания, за которые в конечном итоге нам родители только спасибо скажут. Парадокс в том, что декларируя воспитание гражданина, но при этом, убрав составляющую трудового воспитания, мы растим иждивенцев.
Я искренне не понимаю, почему сейчас запрещают детям 14-17 лет дежурить по столовой, выковыривать глазки из картошки, убирать территорию, делать влажную уборку. Я не со всем этим согласен, но есть правила, и мы их будем их выполнять. Хотя как педагогу мне интересна эта проблематика, интересно найти практическое решение.
🎤Скажите, кого точно не возьмёте к себе на работу в “Океан”? Каких людей?
⚓️ Если исходить по формальному признаку, то людей, хоть раз преступивших закон, людей, которые плохо относятся к детям — это очевидно. А если говорить о вещах, которые не сразу разглядишь — это ситуации, когда в лагерь приезжают люди, которые надеются, что в лагере им удастся хорошо отдохнуть. Эти вещи сложно выявляются, они видны только в процессе работы, но с бездельниками нам работать не интересно, с теми кто не принимает наш темп работы мы расстаёмся.
🎤Какую бы книгу вы посоветовали прочитать вожатому, который только собирается ехать в “Океан”?
⚓️Книгу не скажу, а вот кинофильм “Добро пожаловать или посторонним вход запрещён” мы крутим даже на школе подготовки вожатых, все его смотрят, это наше учебное пособие, мы его разбираем, анализируем — это такая азбука работы с вожатыми.
🎤Если бы наше профессиональное сообщество директоров лагерей попросило бы вас встретиться с президентом нашей страны, и вам бы была назначена аудиенция, какие темы вы бы хотели бы с ним обсудить?
⚓️ Я бы 20 минут трясся бы от страха (смеётся). Ну а потом собрался бы и начал не для протокола, а от чистого сердца со слов благодарности. Нашему президенту есть за что сказать «спасибо». И за “Океан”, и за “Сириус”, и за “Артек”, вообще за десятилетие детства в стране, и за то внимание, которое уделяется детям, в которых наше будущее. Ну а после, как и любой нормальный руководитель, начал просить о том, что нужно больше же, этого же мало, нужна же ещё следующая программа в “Океане” — 20:25. В каждом региональном округе нужен лагерь, нужны средства, потому что не хватает, нужно и дальше работать на развитие индустрии детского отдыха! Ну, а поскольку за мной бы стояли тысячи и тысячи людей, работающих в нашей сфере (замечательных, упёртых, неравнодушных), я бы ещё раз подчеркнул, что в первую очередь нужно вкладываться в кадры, работающие в лагерях, потому что именно мы, в том числе формируем будущее страны.
🎤Представьте, что у вас есть возможность обратиться ко всем вожатым нашей страны сразу, чтобы вы могли пожелать этим ребятам?
⚓️Дорогие друзья, если вы захотели стать вожатыми, то должны понимать, что это безусловно интересная, классная, веселая работа, но это и очень тяжёлый труд, это и огромная ответственность и, прежде чем становиться вожатым, подумайте, нужно ли это вам или не нужно. Тем, кому это станет нужным, тогда надо приобретать необходимые знания, умения, навыки, учиться, выспаться заранее (хотя это и невозможно), ну и дальше идти с этим багажом в профессию. Когда вы станете профессионалами, вы поймёте, что это очень благодарная работа. И я желаю каждому из вас познать счастье детской благодарности, ведь на этом этапе и происходит наше становление как личности, как человека.

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

шестнадцать − 11 =

* - обязательные поля