Обратная связь

Встреча с Легендой. Григорий Кудашов

14.06.2017

С Григорием Кудашовым, одним из самых востребованных тренеров и игротехников в нашем лагерном сообществе, я познакомилась в апреле 2017, и сразу возникло ощущение, что знаю его всю жизнь. Когда люди читают одни книги, поют одни песни, бредят лагерной романтикой- им точно есть о чем поговорить. Григорий Николаевич, несмотря на свой богатый лагерный опыт, на семинаре вёл себя как дворянин в тридцать третьем поколении, и сначала звал меня исключительно по имени –отчеству и на «вы». Мой аргумент, про то что мы ровесники, показался ему не убедительным. Вот бывает удивительное такое сочетание мягкой интеллигентности и жесткого стержня правильных ценностей и установок, которое не дает тебе права нарушить личное пространство человека. Но в один из вечеров мы заговорили о книгах- и Грин, и Крапивин, и Макаренко, все настолько совпало, а когда я начала ему рассказывать про Орден Хранителей Детства , резюмировал: «Ну вот теперь можно и на «ты»- и для меня это прозвучало как высшая награда от этого потрясающего и талантливого педагога. Встречайте интервью с Тюменской Легендой- Григорием Кудашовым.
Анна Байкалова: Здравствуйте, Григорий Николаевич.
Григорий Кудашов: Здравствуйте.
Анна Байкалова: Скажите, пожалуйста, если спросили бы вашего лучшего друга: «В чем Кудашов крут, в чем его сила?» , что бы он ответил?
Григорий Николаевич: Ну, наверное те друзья, которые меня знают еще со студенческих лет и коллеги, они бы сказали, что Кудашов, как вы говорите, крут, в сочинительстве, в придумывании новых игр, в изобретении новых форматов. Многие из моих ровесников уже остепенились, успокоились, считают, что не серьезно какими-то подобными вещами заниматься. Процитирую Ирину Фришман: «игра- дело серьёзное». Совершенно с этим согласен, потому что если игра — это некая модель жизни, то почему это не может быть серьезным? Я думаю, что я- один из самых крутых игротехников в нашей стране. В этом моя крутость и в этом моя сила.
Анна Юрьевна: Вы изучаете теорию и практику игры только применительно к детским лагерям?
Григорий Николаевич: Нет, сфера моих профессиональных интересов гораздо шире. Это и детские лагеря, и дополнительное образование, и общественные организации, и активный туризм. Например сейчас я дописываю книжку «Рюкзачок туриста», которая будет полезна в любом походе. Надеюсь, что каждому организатору похода этот «рюкзачок» поможет, без особой подготовки, из подручных средств, провести десятки игр, развлекательных и развивающих программ. Поход-походом, сплав-сплавом , но в них всегда должно быть место для игры , это то, что запоминается надолго. Игровые технологии применительны к любой сфере, сейчас я осваиваю направление бизнес-тренингов, но любимой темой остается игра в сфере детского отдыха .
Анна Байкалова: А если бы издавалась ваша очередная книга, что было бы написано о вас в предисловии, в трех словах?
Григорий Кудашов: Педагог, игротехник, тренер. Наверное так. Поэт.
Анна Байкалова: Поэт? Круто.
Григорий Кудашов: Ну да -поэт, много стихов и песен написано, и кое-что уже издалось.
Анна Байкалова: Скажите, а как вы пришли в профессию, был ли у вас опыт вожатской работы?
Григорий Кудашов: Конечно, в начале 90-х, когда был студентом, у нас была обязательной пионерская практика, по которой я и попал в лагерь. Это был лагерь «Салют», у нас под Тюменью. Лагерь старенький, буквально разрушался на глазах, нас никто к этой работе не готовил. «Салют» стоял на одном из горячих источников, которыми славится Тюмень. Ночами на территорию лагеря частенько приезжали братки на джипах , купались тут же в источнике. А у меня в отряде были самые старшие ребята, в том числе девчонки. В общем ночами я сидел с дужкой от кровати в руках, караулил входную дверь, чтобы никто не полез. Именно тогда, несмотря на все сложности, я понял и прочувствовал что это мое, работа с детьми. Я всегда думал, что буду историком, хотел заниматься историей Древней Руси, работать в архивах с летописями. Но вожатство зацепило глубоко, настолько проникло в меня все то что я пережил здесь с детьми, что я понял, что вот это- моя история жизни, я хочу быть в этом во всем. И в следующем году, я уже осознанно искал куда бы устроится в лагерь вожатым. Я был человеком из другого города, приехал в Тюмень с Севера, никаких контактов не было. Абсолютно случайно судьба закинула меня в палаточный лагерь «Берендеев-град», который организовывал клуб «Хобби-центр». После летних сезонов меня пригласили поработать педагогом дополнительного образования в этот -центр. И следующие 9 лет я там работал как круглогодичный вожатый. У меня набралось человек 30-40ребятишек, это были обычные пацаны с микрорайона Ватутина, такие будущие бандиты. И я понимал, что, если я их сейчас оставлю, то так оно и будет. Мне с ними хотелось работать, это было очень интересное время. Мы собирались 3-4 раза в неделю, проводили вместе по 2-3 часа в небольшом детском клубе, переделанном из обыкновенной квартирки. Возможностей и ресурсов не было никаких, поэтому мы играли, пели песни, я учил их играть на гитаре. Месяц на второй-третий игры в моем багаже закончились. Интернета тогда не было, я понимал, что ребятам старые игры уже поднадоели, и я начинаю терять воспитанников. Тогда и пришлось придумывать какие-то новые формы, комбинировать что-то. В свое время мне повезло учиться у Сталя Анатольевича Шмакова на недельных курсах. Он все время говорил: ребенка надо удивлять. Я тогда это крепко запомнил. И с тех пор, вот уже 25 лет, я сначала интуитивно , потом более системно, приходил к тому, что технологию игрового конструирования нужно методично разрабатывать, чтобы передать ее педагогам, вожатым , аниматорам, всем тем, кто работает с детьми.
Анна Байкалова: А сейчас вы общаетесь со своими бывшими воспитанниками?
Григорий Кудашов: Более того, с кем то из этих «детей» мы в последствии стали коллегами и вместе работали в летнем палаточном лагере «Берендеев-град». То есть они пришли ко мне 10 летними , ушли уже будучи взрослыми людьми. Вел их 9 лет, до сих пор ребята называют меня папа Гриша, у кого-то даже свои дети есть. Я уже такой вожатский педагогический дедушка. Это классно, когда ты видишь результаты своего труда. В вожатской работе такую роскошь редко получишь -вожатые поработали сезон и они не знают, что там дальше с детьми, какая там история. Я часто вижусь со всеми, мы до сих пор дружим, общаемся. Кроме работы со своими «постоянными» детьми в палаточном лагере, я успел много поработать в лагерях нашей Тюменской области. Как правило, это был успешный опыт, практически везде я был лучшим вожатым. Позднее, уже в более зрелом возрасте, много работал как руководитель смен в загородных лагерях. У меня за плечами 40-50 смен в качестве вожатого и столько же, как руководителя смен.
Анна Байкалова: А есть такие смены разработанные и реализованные вами, которые вызывают особую гордость?.
Григорий Кудашов: Каждая последняя смена была для меня такой. Очень приятно когда ты провел смену и понимаешь, «о она была круче, чем всё то, что было до этого». В 2015 году я был руководителем первой смены в «Олимпийской ребячке», назвал ее «Академия творчества». Мне самому в ней все было по кайфу, потому что это моя тема. Соединить академичность и творчество, которое абсолютно не академично- кажется невозможно. Тем более на первой июньской смене, когда дети еще не отошли от школы и хотят бегать, прыгать, развлекаться. А нам это удалось. И ребята, да и вожатые получили множество рецептов как быть креативными, творческими , как стать творцами и проектировщиками будущего. Мне самому очень понравились и игровая модель, и результаты смены. В каждой смене есть свои какие-то, даже не фишки, а сокровенные моменты, которые осознаешь только по окончании заезда, когда понимаешь, что так уже не будет, будет хорошо, но по-другому. И наверное это относится к каждой смене, такое ощущение важно, иначе я не знаю, какой смысл делать дело свое .
Анна Байкалова: А есть ли любимый лагерь, который возникает ностальгию, шевеление души, понимание, что это самый любимый лагерь?
Григорий Кудашов: Ну конечно.Их несколько. Я не могу выделить, потому что они все очень разные. Это и палаточный «Берендеев град», где произошло мое становление как вожатого. И наш Тюменский лагерь «Алые паруса» со своей непередаваемой атмосферой и морской романтикой. Ну и, конечно, это «Ребячья республика»- один из лучших лагерей в России, потому что я туда много вложил себя и много получил от «Ребячки», там осталась часть моего сердца, моих мыслей. Я вырос благодаря этому лагерю как профессионал. Безусловно люблю свое детище- палаточный лагерь «Мечта», в котором соединил массу форматов и он пожалуй стал воплощением всего лучшего что я видел и придумывал в лагерях.
Анна Байкалова: А если бы вас пригласили в любой из Всероссийских лагерей, где бы вам интереснее было бы поработать?
Григорий Николаевич: Ну вот, сейчас если оценивать по критерию « интереснее», то скорее всего Артек, потому что это заново возрождающиеся система. Я был в Крыму неоднократно, когда он еще был украинским. Крым надо было бы забирать, хотя бы для того чтобы не пропал Артек. В 2010 году я был на территории «Артека» с экскурсией, видел что лагерь кончается, перестает быть. В июне 2013 я приехал в Крым с семьей на отдых и мне предложили: «Пожалуйста,селитесь на территорию Артека, там детей нет».В общем бардак полный, не лагерь а проходной двор. Сейчас «Артек» воскрес как феникс из пепла, я бы с удовольствием там поработал. Но если выбирать лагерь «по душе», то это безусловно «Орленок»- именно здесь зародилось коммунарство, все традиции и ценности близкие мне, и орлятские песни, и орлятский круг, и «огонек». Когда я бываю в Орленке, хожу по нему, слушаю педагогов, общаюсь с ними, понимаю, что мы с ними живем на одной планете.
Анна Байкалова: у вас на визитке написано «кандидат педагогических наук». Расскажите про вашу научную историю.
Григорий Николаевич: Я поступил в аспирантуру, сразу после того как закончил исторический факультет Тюменского государственного университета в 1996 году. У меня была очень успешная дипломная работа по Древней Руси, и поступило приглашение пойти в аспирантуру по истории. Но к окончанию университета я уже 3 года работал педагогом в «Хобби-центре», и понимал, что это завораживает меня больше. Мне нравится работать с живой энергией, работать с детьми, видеть, как меняется что-то в их, и в моей жизни. Это гораздо интереснее, нежели работа с летописями, с сухими материалами. Я сделал выбор в сторону педагогики, моим научным руководителем стал академик В.И.Загвязинский -это классик методологии педагогический исследований, номер 1 у нас в стране. Я очень благодарен Владимиру Ильичу, он поставил мне научный язык, стиль, поставил мне текст, привил научное мышление и помог с выбором темы кандидатской диссертации: «Довузовская подготовка педагога, организатора детского и молодежного движения, в условиях подросткового клуба». В 2000 году я защитился, это было не просто, не с первого раза прошел предзащиту, но опыт был отличный
Анна Байкалова: Григорий Николаевич, сейчас вы один из самых востребованных тренеров, по крайней мере, в нашем лагерном сообществе, вас приглашают в разные регионы с мастер-классами и семинарами. Скажите, а если обратиться к вам не как к ученому, а как к практику, то кого из учителей, раз уж мы о них заговорили, вы считаете лучшими методологами игры? На кого вы ориентируетесь, кого с удовольствием читаете и можете порекомендовать?
Григорий Николаевич: Ну конечно, С.А. Шмаков , я уже об этом говорил. Я тыкался как слепой котенок,до чего-то доходил интуитивно, а в 96-ом году на семинаре он просто открыл глаза мне на технологию создания игр. Это было озарение, настоящий прорыв, что оказывается можно вот так вот работать. Я ему за это очень благодарен. Сказал уже про своего научного руководителя Владимира Ильича Загвязинского, — это живой классик по сути Безусловно хочется упомянуть Сергеева Дмитрия Викторовича, известного социального технолога. Дмитрий Викторович тренер, мой коллега, один из основателей авторского агентства «Новые социально- педагогические технологии». В какой степени своим учителем могу называть Тетерского Сергея Владимировича , очень мой хороший и давний друг. Вот эти люди поставили меня на ноги, оказали влияние на мое становление как профессионала
Анна Юрьевна: Вы много работаете с вожатыми. Вожатые 15-ти летней — 20-ти летней давности и нынешнее вожатые они чем-то отличаются друг от друга?
Григорий Николаевич: Конечно, безусловно. Мне кажется нынешние вожатые, они более рефлексирующие что-ли , потому что уже есть какая-то определенная культура вожатства, осознанность. Может быть отличие в разных вожатских школах?
Анна Байкалова: Интересное определение вожатская школа, впервые слышу, можно поподробнее.
Григорий Кудашов: Когда много ездишь по регионам, видишь разные системы работы с вожатыми, разные вожатские традиции, это же системы, которые годами выстраиваются, и люди в этом живут. Это и вожатская культура, вожатская идеология, своя философия. Современные вожатые , вообще современные молодые люди , более продвинутые, где-то более чем-то амбициозные. Может быть вожатые 90-х годов были в чем –то более искренние, может чуть более, как сказать импульсивнее и очень многое делали на импровизации, на интуиции. Сейчас вожатые более методичные, более системные. Потому что есть система подготовки вожатых. Сейчас стать вожатым, не пройдя серьезную какую-нибудь школу и аттестацию практически невозможно.
Анна Байкалова: Через ваши руки прошло очень много вожатых. Скажите, могли бы вы привести кого-нибудь в пример, как очень хорошего вожатого?
Григорий Кудашов: Наверно все-таки, один из главных критериев по которому можно определить успешного вожатого- его энергетика, его харизма. Если брать молодую плеяду « Ребячей республики» то первое что на ум приходит — Венера Валеева. Она сейчас всего лишь первокурсница, только получает педагогическое образование, но работает с 15 лет и стаж огромный.У нее всегда были очень сильные и очень позитивные отряды, она никогда не показывала, не демонстрировала усталость, человек с какой-то мощной жизненной энергетикой, жизнелюбием, позитивом и при этом достаточно, профессиональный, понимающий, не смотря на юный возраст. И вот это сочетание системности и импульсивности в вожатом, мне кажется хорошая, добрая профессиональная смесь.
Анна Юрьевна: Хотела спросить еще про любимую игру, которая всегда заходит. Вот у вас есть какой-то блок игр, где вы ас?
Григорий Николаевич: Есть конечно, их много. Люблю настольные игры, ролевые. Как-то году в 96 или 97-ом попалась в руки книжка, маленькая брошюрка «Ситуационно- коммуникативная ролевая игра «Яхта»». Я прочел ее раз сто, наизусть знаю все легенды, бредил о том, чтобы познакомится с авторами игры. Узнал, что один из авторов Куприянов Борис Викторович из Костромы. В 2005 году финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства специалистов сферы государственной молодежной политики, в котором я стал победителем, как раз проходил в Костроме в главном корпусе их Пед.университета. Я тогда знал что это родина многих знаменитых педагогов — и В.А. Кудинов, и В.П. Ижицкий, А.Г. Кирпичник., А.И. Тимонин -это все костромичи. Ну и решил найти Бориса Куприянова. Тем более, что на оборотной стороны «Яхты» было написано, что будут выпущены еще игры – «Отель», «Паром» и.т.д. Я столько людей пропустил через «Яхту», хотел пожать руку создателю и узнать про новые игры. Вычислил кафедру, нашел кабинет с табличкой «Куприянов Б.В.». Так мне говорят: «Вот только вышел, буквально в минуту вы разминулись с ним». Я бегом по институту , думал поймаю, но не сложилось. А потом , он приехал в к нам в Тюмень, где наконец-то мы познакомились. Борис Викторович признался, что не было продолжения, т.е была разработана «Яхта» и больше руки ни до чего не дошли.. Но я тогда на столько загорелся, наверное с десяток авторских ситуационно коммуникативных ролевых игр разработал по этой же схеме. Сейчас я больше увлекаюсь не ролевыми играми, а игровыми тренингами и настольными играми. Сергеев Дмитрий Викторович познакомил меня с игрой «Каркасон», посоветовал ее как очень рабочую и технологичную. Я заинтересовался, нашел, купил, поиграл и понял- батюшки, это гениальная технология. И у меня случился очередной прорыв, как-будто канал открылся. Сходу, буквально в течении 2-3 х месяцев, разработал наверно с десяток игр –«Путь к мечте», «Вожатские задачи», «Элементарщина» и т.д и т.п.Я сейчас дорабатываю их, тестирую, чтобы запустить в более широкий круг. Еще мне нравится придумывать новые виды спорта, хотя сам не спортсмен. Я запустил у нас в регионе целую линейку спортивных игр под общим названием «Тюменские квадраты»( туда входят тюменский футбол, тюменский волейбол, тюменские шахматы, тюменский настольный теннис). Одна и та же везде система: четыре команды и одна из них играет сразу против 3-х, все это происходит в пространства квадрата. Когда в «Ребячку» в 2014 году приезжал Павел Алексеевич Астахов, он увидел Тюменские шахматы, и так восхитился , что сделал серию фото для инстаграмм с подписью- вот педагог из Тюмени – Григорий Кудашов изобретатель новой игры. А у меня в шутку спросил разрешения изобрести и запатентовать такую игру, только не в квадрате чтобы играли, а в кубе. Конечно же не жалко, идей много и я обычно делюсь, без проблем , берите и делайте.
Анна Байкалова: Скажите, если помечтать, и перенестись на 20 лет вперед, чего бы вам хотелось сделать , чего достичь? Защитить докторскую диссертацию, издать монографию? Или вообще в другое русло направлены ваши помыслы? Какие вершины хочется покорить?
Григорий Кудашов: Я хочу сейчас больше развиваться не в научном, а в технологическом плане. Честно говоря , статус ДПН, не цепляет меня. А если я и хочу писать про свою работу, то художественную литературу, детские книги. Мало кто будет читать докторскую диссертацию или монографию. Но если я те же самые идеи и технологии пропишу в художественном формате, в приключенческом романе, который будет интересно читать и ребятам и взрослым, то наверное это и станет тем предназначением которое мне хотелось бы выполнить. Я как-то с годами все больше интуиции доверяю, верю во внутреннюю чуйку. Не лежит душа, то и не надо туда энергию направлять, а если чего то очень хочется, то там и начинает все получаться.
Анна Байкалова: Представьте, если вам дали 1 млрд. долларов целевых денег, на постройку своего лагеря. То какой это был лагерь, о чем бы он был, с каким наполнением?
Григорий Николаевич: Я бы построил центр семейного, молодежного и детского творчества в нашем городе. Ну а от этого центра, мы бы обязательно делали палаточный лагерь. Я этим занимаюсь почти 25 лет, за этим мое личное будущее и я бы больше развивал формы палаточной педагогики-те же сплавы, те же передвижные палаточные лагеря. В палатках же все видно, все слышно. Я реально контролирую, все что происходит, могу этим управлять. Это уникальное социально-педагогическое пространство и мне оно более интересно. А что касается программ, то я бы делал смены по книгам, чтобы дети погружались в книжный мир, чтобы хотелось после лагеря читать. Для меня одна из парадигм педагогики- ребенок это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. И вся деятельность в моих лагерях направлена на то, чтобы ребенок уезжал из лагеря восхищенный, ориентированный на последействие . Конечно, в идеальном лагере я бы обустроил пространство так, чтобы детям было комфортно, построил бы много мобильных форм, чтобы лагерь был пластичным, мог изменяться. Где бы я ни работал всегда стараюсь залегендировать пространство в котором живут дети, насытить его фишками, ритуальными вещами, традициями — из этого складывается философия лагеря. Например, когда в «Ребячку» пришел работать, то
прям загорелся и написал порядка 15 легенд для каждого филиала. Сейчас есть книжка «Легенда Ребячьей Республики»,там и про Рерика, и про Рерюшку, и про одинокую сосну. Легенды -это образные метафорические вещи, которые вдохновляют и наполняют ребенка новыми позитивными смыслами.
Анна Байкалова: Григорий Николаевич, а есть у вас любимая лагерная песня?
Григорий Кудашов: Не знаю, может это не очень скромно, мне нравится моя песня. Она называется «Корвет» или «Мы вместе», когда я еще работал в «Хобби-центре» это был гимн педагогического отряда «Корвет» а сейчас ее поют во многих лагерях Тюмени. А люблю я орлятские песни, про про море, про Ассоль и Грея, всегда поражался, как можно так просто, обыкновенными словами ,используя три аккорда так зацепить за душу. Наверное, самая любимая «В парусиновых брюках, широких залатанных длинных». Она мне не надоедает, я каждый раз нахожу новые смыслы в ней, могу ее вечно петь.
Анна Байкалова: А какую бы книгу вы посоветовали прочитать каждому вожатому накануне лета?
Григорий Кудашов: Одну? Если методическую, то пусть почитают мою книгу «Игровое конструирование»- очень она полезна для практиков.
А для формирования общего педагогического мышления нужно прочесть Иванова И.П., Соловейчика С.; обязательно Макаренко, при чем не «Педагогическую поэму», а скорее «Флаги на башне», вожатым малышовых отрядов будет полезен Амонашвили, для вдохновения В.А. Сухомлинский. Всех, кто в «Орленке» на иконостасе в общем нужно читать обязательно. А своим вожатым перед летом я советую читать Крапивина — это самые летние книжки. Если хотите понять детей и увидеть настоящее детство, читайте Крапивина. Я встречался с Владиславом Петровичем — он наш, тюменский. Мы знакомы, дружим с его невесткой Ларисой Крапивиной, которая сейчас «Каравеллой» руководит, я ходил с ее ребятами на яхтах в дальний выход. До встречи с ними думал, все это книжное, но увидел- вот это реальные дети, они существуют, в книгах ничего не придумано. Девятилетний Мальчишка, учил как нам яхту поставить, и я понимаю -вот он Крапивинский мальчик. Вот они все. Ничего не приукрасил Владислав Петрович, и хотя там есть фантастические сюжеты, они скорее всего основаны на реальных историях. Про детство и про лето никто лучше не написал. Я в «Ребячке» хотел сделать такой проект, стилизовать смену и лагерь по книгам Крапивина, сделать программу про мальчиков со шпагами , про паруса. Мне кажется, это очень оживило бы лагерь.
Анна Байкалова: Григорий Николаевич, в завершение нашего интервью дайте вожатым, которые будут работать в этом году напутствие в лето 2017.
Григорий Кудашов: Когда я думаю о лагере, то вспоминаю детей. Много лет прошло, десятки смен, тысячи детей… Когда встречаешь их взрослыми людьми, конечно не помнишь , а когда начинают рассказывать всех вспоминаешь. Недавно ко мне подошел в магазине охранник: «Здравствуйте, я Сережа из «Кактусов». Мы с ним разговорились , парень единственный раз был ребенком в лагере, жизнь прошла не просто, и когда мы попрощались, он говорит: « Знаешь, единственные сны, которые вижу, это из той смены. Мне до сих пор снится как мы песни поем под гитару. До сих пор слова, которые ты говорил на огоньке, несу как указание в жизни. Я сейчас воспитываю детей по тем словам, что ты говорил.» А я, будучи молодым вожатым, тогда вообще не понимал, что говорил , не включал осознанность, просто какая-то чуйка внутренняя была. После той встречи, у меня случилось два озарения – насколько вожатская работа окрыляет, и насколько она ответственна. Противоречивое чувство. Ответственность, за каждое слово которое ты говоришь детям. Окрыленность. Значит делаешь не зря. Я наверное это вожатым и скажу, чтобы то что вы делаете окрыляло вас в будущем , нужно работать искренне с радостью и тогда это точно будет «не зря».

WBWnEdWp_6M

 

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

семь − шесть =

* - обязательные поля