Обратная связь

Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере

22.11.2016

Сфера детского отдыха является очень важной для реализации многих приоритетных задач современного образования, в том числе для организации отдыха, оздоровления и досуга детей. В детском оздоровительном лагере должны быть созданы такие условия, в которых ребенок любого возраста сумел бы максимально раскрыть свою индивидуальность, реализовать желания и способности, понять своё место в жизни, семье и обществе. Важным средством в реализации данных задач является правильная работа по организации дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере.
Дополнительное образование детей – (внешкольная работа), составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. (Педагогический энциклопедический словарь, под редакцией Б.М. Бим-Бад).
Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере позволяет осуществлять развитие задатков и способностей личности ребенка, так как взрослые и дети реализуют деятельность «творчески» и «вместе». Еще О.С. Газман определил основные идеи педагогики каникул: «Всякое воспитательное влияние в лагере должно быть не прямым, а косвенным». Таким образом, происходит «воспитание без назидания», через творческую деятельность детей, включенных в разнообразные занятия по интересам. Именно дополнительное образование сегодня позволяет реализовать личностную функцию образования и является неотъемлемой частью воспитательной системы лагеря, не только предоставляя детям свободу выбора деятельности и делая досуг более содержательным, но и помогая им в социальном и профессиональном самоопределении.
К положительным особенностям организации дополнительного образования в детском оздоровительном лагере можно отнести:
— свободу выбора направлений деятельности ребенком;
— клубный вариант организации занятий, тоесть относительно свободный режим работы по времени;
— самостоятельность программного обеспечения и наполнения содержательным материалом (в отличие от школы, где каждая тема занятия привязана к плану);
— взаимосвязь творческих объединений, кружков и клубов по интересам;
— разнообразие форм дополнительного образования (кружки, студии, мастерские, клубы и другие творческие объединения).
py7trxleyl4
Кружок – одна из наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре кружок чаще всего занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений.
Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно-прикладного искусства. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе детского оздоровительного лагеря) или формирование и оттачивание прикладных умений.
Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).
Дополнительное образование в условиях детского оздоровительного лагеря может быть представлено также разными направлениями деятельности:
– спортивное: плавание, пионербол, футбол и др.;
– художественное: декоративно-прикладное творчество, дизайн;
– творческое: вокальное, хореографическое, театральное.
Каждое творческое объединение в детском лагере имеет свою программу, в которой прописаны актуальность, цель и задачи, принципы, формы и методы реализации программы, основное содержание программы, средства реализации и предполагаемые результаты.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. В данном перечне нет кружков и спортивных секций. Таким образом, кружки, секции – это формы организации образовательного процесса реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также они могут быть формами внеурочной деятельности в образовательной организации. Внеурочная деятельность не лицензируется.
Кружки, секции могут функционировать в образовательной организации одновременно с реализацией дополнительных общеразвивающих программ, которые должны разрабатываться в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Реализуют программы дополнительного образования в детских оздоровительных лагерях педагоги дополнительного образования. Педагог дополнительного образования — это педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектование состава кружков, учебных групп, секций, студий, клубных объединений и т.п. и организация внеурочной работы с воспитанниками.
Требования к квалификации по разрядам оплаты (Извлечения из Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ. Постановление Минобразования РФ от 17.08.95 г. № 46).
6-7 разряды — среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
8 разряд — высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет.
9 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет.
10 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет.
11 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет.
12 разряд — 2 квалификационная категория.
13 разряд — 1 квалификационная категория.
14 разряд — высшая квалификационная категория.
Таким образом, дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы детского оздоровительного лагеря, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Никульников А.Н. к.п.н., доцент,
научный руководитель ДОЛ «Синяя птица»

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

3 × два =

* - обязательные поля