Обратная связь

Легенды лагерного движения.Игорь Иванов

10.05.2016

Краткая биография.
Родился  Игорь Петрович 5 ноября 1923 года в городе Сухуми, где жили его родители Ольга Константиновна и Петр Константинович Ивановы. Затем семья переезжает в Ленинград. Учился Игорь Петрович в первой образцовой мужской школе.
В 1941 году окончил школу. В период Великой Отечественной войны работал на военных заводах Уфы и Горького.
В 1949 году с отличием окончил Ленинградский государственный университет по специальности “философия”. Во время учебы преподает в школе логику и поступает в аспирантуру в НИИ педагогики, которым руководит Б.Г. Ананьев.
В 1951 г он становится заместителем заведующего Отделом школ Ленинградского обкома ВЛКСМ. В октябре 1952 г. его переводят на работу в ЦК ВЛКСМ, где он работает заведующим сектором педагогических учебных заведений.
В 1955 году защитил диссертацию по теме “Воспитательская работа комсомольцев с пионерами в средней школе”. В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), Именно в СЭНе, родится методика коллективной организации деятельности.
А 1959 г. И.П. Иванов создал Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников, в 1963 г. – Коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ) – содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране.
С 1961 года работал в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена
В 1962 году Впервые на смену во Всероссийский пионерский лагерь «Орленок» приехали 50 представителей коммунарского движения, в том числе из знаменитой Коммуны юных фрунзенцев. На этой смене зародились первые традиции «Орлёнка» и коллективно-творческие дела. Следующим летом 1963 года уже 500 старшеклассников встретились в «Орлёнке».
В 1972 году защитил докторскую диссертацию по теме «Творческое содружество поколений как условие формирования юных общественников». В 1970-е годы возглавляет Макаренковскую секцию Ленинградского отделения педагогического общества РСФСР, выпускает рукописный журнал “Родник”.
В 1989 году избирается действительным членом Академии педагогических наук. 9 августа 1992 года И.П. Иванов не стало, похоронен в Санкт-Петербурге, на Волконском кладбище.
Игорь Петрович Иванов  — доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.

ivanov_1383195823

Вклад в педагогику летнего отдыха.
Коллективная творческая деятельность (КТД). В 1960-е годы Игорь Петрович Иванов разработал методику коллективного творческого воспитания, сутью которой является общая забота об улучшении окружающей жизни, а в ее основе – коллективное целеполагание и планирование, организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива.
Коллективная творческая  деятельность – это, прежде  всего полнокровная  жизнь старших  и младших, воспитателей  и  воспитанников  и в  то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие  товарищи ребят, действующие вместе с ними  и впереди них (И.П. Иванов).
Многосторонняя постоянная забота друг о  друге, о своем коллективе, об  окружающих людях, о  далеких друзьях, поиск  лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей  жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей  и воспитанников.
Виды КТД.
Трудовые. Цель: воспитать умения и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
Познавательные. Цель: сформировать целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.
Художественные. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям.
Спортивные. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической    культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества.
Общественно-политические. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны.
Структура КТД.
1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия: беседы, экскурсии и т.д., готовятся к коллективному планированию).
2 стадия – коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.
3 стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
Наше время  требует  реального участия школьников в окружающей  жизни, преодоления  замкнутости  в виртуальном мире. Учиться  сотрудничеству в общей заботе об улучшении  жизни – это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас и, прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Так пусть же девизами современной педагогики станут такие слова.
Каждое дело — творчески, иначе – зачем?
Каждое дело — с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело — людям,  иначе – зачем?

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

двенадцать + шесть =

* - обязательные поля