Обратная связь

Легенды лагерного движения. Сталь Шмаков

22.04.2016

С.А. Шмаков родился 17 января 1931 года в г. Новосибирске, в семье служащих (экономистов). В 1944 г. в возрасте 13 лет судьбы стал старшим вожатым пионерского лагеря им. Константина Заслонова, затем — старшим вожатым школы №30 г. Новосибирска.
В 1948 г. окончил мужскую школу и поступил на факультет русского языка и литературы Новосибирского государственного педагогического института, окончил его экстерном и перевелся на факультет истории и психологии. С 1952 по 1955 г.г. работал преподавателем русского языка, литературы, истории, психологии, логики, завучем и директором Северной средней школы Северного района Новосибирской области.
С 1955 пo 1958 г.г. учился в аспирантуре у члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР, профессора Юрия Владимировича Шарова, защитил диссертацию «Ролевые игры в деятельности пионерской организации». В 1957 г. разработал проект и концепцию Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». Лагерь открыт в 1961 г. С 1963 г. работал в Липецком государственном педагогическом институте доцентом, деканом, заведующим кафедрой, профессором.
С 1958 по 1992 г.г. был членом редколлегии журнала ЦК ВЛКСМ «Вожатый». С 1963 по 1993 г.г. руководил педагогическим клубом студентов и учителей Липецкой области «Радуга». С 1976 г. по 1991 г.г. руководил лабораторией «Досуг школьника» на базе школы. № 24. На материалах экспериментальной работы школы защищено 5 кандидатских диссертаций 12 дипломных работ. В 1975 г. разрабатывал, куририровал проект строительства круглогодичного лагеря НЛМК «Прометей», готовил концепцию его деятельности. Выступал с лекциями в университетах Чехословакии и Польши.
В 1992 г. создал проект, по которому работали Российская газета «Педагогический калейдоскоп» и издательство «Новая школа» (1-е место среди педагогической прессы России, 1995 г.). В 1996 г. участвовал в создании проекта российского педагогического журнала «Мир образования» (1-е место среди педагогических журналов, России, 1998 г.). С 1996 г. был председателем экспертного совета Госкомитета России по делам молодежи по вопросам организации отдыха, оздоровления детей, подростков, молодежи, поддержки инновационных программ и проектов.
За активную работу по воспитанию подрастающего поколения С.А. Шмаков был награжден 48-ю правительственными и ведомственными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР. Он лауреат премии В. Скороходова в области журналистики (1984 г.), Я. Корчака (1988 г.), К.Д. Ушинского (1991 г.), А.С. Макаренко (1988г.). — В 1991 г. С.А.Шмакову было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель России».

096_big2 (1)

Вклад в педагогику летнего отдыха
Сталь Анатольевич сконцентрировал вокруг себя всю воспитательную жизнь не только Северной школы, но и всего района. Он сумел вовлечь в орбиту деятельности огромное число детей и взрослых, зажечь их своими идеями, планами, своей работоспособностью. С увлечением они воплощали в жизнь его самые неожиданные для сельской школы проекты, например, Венский новогодний бал-маскарад в сказочном, разноцветном ледяном городке-катке в настоящих бальных нарядах под музыку Штрауса. С.А. Шмаков организовал самодеятельный театр, в котором выступал и как режиссер, и как художник-декоратор, и как актер, и как сценарист. За два года было поставлено 10 спектаклей, которые увидели жители многих сел и деревень района. Замечательная идея — малая Третьяковская галерея — впервые воплощена в Северной школе. Репродукции картин великих художников были размещены в коридорах школы, подготовлены экскурсоводы.
С именем С.А. Шмакова связаны открытия в педагогике детского движения, исследования педагогических возможностей игры, педагогика досуга. Именно в Новосибирске осуществлялась идея организации зимних детских лагерей как сбора оптимистов пионерского движения. В Новосибирске, впервые в стране были организованы под руководством Сталя Анатольевича тренировочные сборы для студентов-вожатых, выезжающих на педагогическую практику в летние лагеря.
Именно в Новосибирске в средней школе № 10 в 1961 году был организован первый в стране педагогический класс, и разработчиком идеи, программы, технологии работы был ассистент кафедры педологии НГПИ Шмаков.
К педагогическим открытиям С.А. Шмакова следует отнести:
— разработку теории досуга молодежи и его педагогических основ;
— системное исследование игры как феномена культуры;
— создание концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени;
— использование ролевой игры как дидактического средства моделирования действительности;
— создание концепции учебных творческих сборов;
— системное рассмотрение традиционных праздников учащихся;
— исследование структуры свободного времени, в том числе школьных каникул;
— создание концепции взаимодействия детских, подростковых, юношеских организаций, ассоциаций, общностей со школой и личностью.
С.А. Шмаковым написано множество книг «Учимся, играя», «Нетрадиционные праздники в школе», «Дети на отдыхе», «Ее величество — игра» и более тысячи статей по проблемам детства, культуры, социальной жизни людей.
Сталь Анатольевич Шмаков — педагог, публицист, поэт, организатор, бард, признанный авторитет среди педагогической общественности. Его отличали удивительная творческая энергия, аналитический ум и потрясающее жизнелюбие.

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

четырнадцать − 4 =

* - обязательные поля