Обратная связь

Мотивация вожатых. Или что делать директору, когда вожатые теряют мотивацию

27.11.2016

Мотивация? Что это?
Мотивация:
– побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. (Большая психологическая энциклопедия).
– совокупность идей, увлечений, причин и интересов, которыми руководствуется покупатель, потребитель, принимая решение о предпочтительности товара при его приобретении. (Словарь бизнес-терминов).
– процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общей целей организации. (Словарь терминов антикризисного управления)
– активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. (Новейший философский словарь).
Понятие «мотивация» имеет двойственный смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), а во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Когда я еще учился в аспирантуре, то провел интересное исследование, которое легло в основу моей статьи «Мотивация студентов к работе с детьми на примере детских оздоровительных лагерей». В ней я сравнивал мотивацию к работе вожатыми студентов педагогического университета и студентов не педагогических ВУЗов и пришел к интересному выводу. Основной мотив для работы вожатыми у студентов НГПУ был прохождение педагогической практики, а у студентов не педагогических высших учебных заведений – потребность в общении и поиске новых друзей. Как вы думаете, кто будет с большим желанием работать вожатым в лагере, те студенты, кого обязали пройти практику или студенты, которые сами пожелали поехать в лагерь за общением и новыми друзьями? Ответ очевиден.
Что делать директору, когда вожатые теряют мотивацию? Мотивировать!
Мотивирование – это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.
Выделяют два основных типа мотивирования.
1. Внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание».
2. Формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.
Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, вожатого к педагогической деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу). Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него уже есть мотивация.
Мотивирование тогда эффективно, когда оно не стандартно. Нестандартные мотивационные акции могут быть как одноразовыми, так и на постоянной основе.
Примерами одноразовой мотивации могут служить оплата чего-либо: прохождение медицинской комиссии, покупка вожатому санитарной книжки, помощь в составлении портфолио студента (выдача грамоты, диплома, благодарственного письма вожатому по итогам его работы). Также можно вручить благодарственное письмо руководителю учреждения, где учится студент, работавший вожатым в летний период.
Кроме этого могут быть такая мотивационная акция. Например, лучший вожатый по итогам смены награждается сертификатом на приобретение каких-либо товаров или на романтический ужин на двоих в ресторане. Лучшего вожатого или нескольких вожатых по итогам следующей смены можно наградить другим способом. И пусть это всегда будет неожиданно и интересно.
С другой стороны, существуют методы мотивации вожатых на постоянной основе: оплата проезда в детский оздоровительный лагерь, регулярные премии и бонусы за хорошую работу и т.д. Вообще про мотивацию написано очень много. Перечислим несколько способов мотивации вожатых.
1. Хвалите своих вожатых. Похвала является важным условием для лояльности вожатых к руководству лагеря. Начальству не составит какого-то труда лишний раз сказать вожатому «спасибо» за выполненную работу.
2. Предоставляйте дополнительный отдых. Многие руководители могут подтвердить, насколько важным для вожатых может оказаться дополнительный отдых в виде предоставления дополнительных выходных или возможности просто побыть одному.
3. Вручайте памятные подарки. Значки, футболки, майки, ручки, блокноты с эмблемой лагеря могут оказаться очень действенным стимулом для хорошей работы.
4. Покажите перспективы карьерного роста. Довольно эффективная мотивация вожатых. Ведь перспективы карьерного роста способны вдохновлять и мотивировать на достижение отличных результатов в работе, способствуя успеху всего лагеря.
5. Ставьте понятные задачи и критерии оценки. Составляем график на листе формате A3. Вертикальная ось такого графика становится отражением важности задачи, горизонтальная свидетельствует о трудоемкости. Приклеиваем на график стикер с выполненными делами – для наглядного отражения приоритетов.
6. Возможность высказать свое мнение и быть услышанным. Вожатому важно чувствовать значимость своего вклада в общее развитие компании. Такой подход поможет выявлять различные спорные, слабые стороны в работе детского лагеря.
7. Доска почета. «Вожатый дня», «Лидер недели», «Лучший вожатый смены». Ставший лучшим вожатый будет стараться сохранить свое лидерство, а другие будут стремиться навязать конкуренцию и превзойти победителя.
Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации. Мотивация может компенсировать недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать. Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от стремления работать и достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотивации и активности человека, тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированные сотрудники больше работают и достигают лучших результатов в своей деятельности.

Никульников А.Н. к.п.н., доцент,
научный руководитель ДОЛ «Синяя птица»

Комментарии (0)


Оставить комментарий

Добавить комментарий

2 × 1 =

* - обязательные поля